Марина ИВАНОВА, председатель МГО профсоюза: – Профсоюзному движению России в этом году исполняется 25 лет. Наш профсоюз (Профсоюз работников народного образования и науки РФ) самый крупный в стране и Европе – он объединяет более 4 с половиной миллионов человек, и стал не только частью профсоюзного движения, но и, без преувеличения можно сказать, его авангардом.Но это не единственный юбилей. Профсоюзы России отмечают еще одну дату – день, когда в 1905 году, в год первой российской революции, они получили легальное право на осуществление своей деятельности. Первые профсоюзы создавали для объединения промышленных рабочих, но профсоюз учителей не отставал, сразу заявив о защите прав на установление нормальной продолжительности рабочего времени и справедливую оплату труда.
После революции 1917 года российские профсоюзы приняли новый строй и активно участвовали в решении насущных проблем. Учительский профсоюз занимался ликвидацией неграмотности, развитием школы и высшего образования, вопросами подготовки педагогических кадров. Социалистическое соревнование в советский период, можно сказать, стало прообразом современного рейтинга. Профсоюзы в ту эпоху практически стали частью системы государственного управления, получив в управление средства социального страхования, право на распределение путевок и квартир, а в период дефицита и множество других функций. Надо сказать, что много лет спустя, уже после того как эти функции были утрачены профсоюзным движением, они вспоминаются как реальное достижение профсоюзов. Наверное, это справедливо, ведь вместе с утратой права на управление соцстрахом произошла и потеря права работников на оплаченный организованный отдых по льготным и бесплатным путевкам. Государство постепенно ушло от патерналистских функций, при этом не сильно добавив в уровне заработной платы и социальных гарантий, включая обеспечение жильем. Справедливо будет отметить, что единственной организацией, боровшейся против наступления на права работников, были профсоюзы. Равно как и сейчас, когда профсоюзы категорически выступают против предложений расширить права работодателей и сократить права работников при заключении трудового договора, против попыток увеличить пенсионный возраст, против лицемерного объяснения увеличения рабочего времени интересами самого работника. Кажется, что это только слова, но чтобы они не превратились в реальность, надо отвечать на них и бороться против них. Наш профсоюз всегда решал проблемы учителя, воспитателя, преподавателя вуза. В годы советской власти сформировались те основные законы, которые и сейчас определяют статус профессии: укороченный режим рабочего времени, удлиненный основной отпуск, право на регулярное и бесплатное для работника повышение квалификации, право на заключение коллективных соглашений и договоров, право на досрочную трудовую пенсию.Новая Россия – период новых российских профсоюзов, провозглашенных двадцать пять лет назад. Эти годы неузнаваемо изменили страну, образование и наш профсоюз. В начале 90-х московские работники дошкольных учреждений готовы были первыми среди педагогов страны выйти на забастовку, а московские учителя организовывали стачкомы, выходили на многочисленные и очень неспокойные митинги. В Москве впервые в нашей отрасли было заключено двустороннее соглашение с московским правительством и нашим профсоюзом по защите трудовых прав работников отрасли и студентов, которое положило начало социальному партнерству и снизило накал страстей. С тех пор соглашение с Департаментом образования заключали уже более двадцати раз, и в нем находилось и находится решение многих проблем. Но даже в самое мирное время профсоюз не может забывать о борьбе, ведь наша задача защищать, отстаивать права, поддерживать работников и студентов. Так происходит и сейчас, когда скорость перемен и жесткость требований не могут не влиять на настроение педагога, его работоспособность, его уверенность в будущем. В сфере интересов профсоюза продолжают оставаться проблемы нагрузки и аттестации, пенсионного законодательства и отдыха, оплаты и охраны труда, профессионального роста и обмена опытом. Все годы, начиная с начала XX века и по сегодняшний день, профсоюз стремился быть союзом профессионалов, единомышленников и союзников. Профсоюзу интересно все, что интересно педагогам, что влияет на их защищенность, ведь только так можно достигать высоких результатов в нашей работе. И еще: есть несколько золотых принципов, которыми должны руководствоваться не только руководители профсоюза, но и каждый, кто в него входит. Звучат они так: не предавать, не стоять в стороне, не молчать и не ждать. Любая организация сильна своими лидерами и сторонниками. Двадцать пять лет назад Российский профсоюз образования избрал своим первым руководителем Владимира Михайловича Яковлева, человека, который сформировал лицо нашего профсоюза, определил его политику и именем которого теперь называется высшая награда профсоюза – премия имени В.М.Яковлева. Я горжусь, что принадлежу к когорте людей, удостоенных этой награды. Среди наших сторонников, людей, которые остались верны профсоюзу, идеям солидарности, справедливости, демократии, народные учителя России директор ЦО №548 Ефим Рачевский, директор гимназии №1543 Юрий Завельский, директор гимназии №1518 Марина Фирсова, ректор МГУ им. Ломоносова академик Виктор Садовничий, ректор МГТУ им. Баумана Анатолий Александров, ректор РГСУ Наталья Починок и многие другие известные люди. Наш профсоюз сумел обеспечить избрание в Государственную Думу наших представителей И.Мельникова, С.Кузина, М.Назарову и наших сторонников в Московскую городскую Думу А.Молева, И.Ильичеву, О.Ярославскую, Н.Минько и Н.Перфилову. Мы можем с уверенностью сказать, что профсоюз – это школа карьерного и профессионального роста. Ведь из руководителей первичных профсоюзных организаций выросли и состоялись ректор МАМИ А.Николаенко, и.о. ректора МАДИ В.Борщ, проректоры МГУ им. Ломоносова И.Котлобовский, В.Марченко и А.Черняев. И совсем на днях список наших выдвиженцев пополнил еще один председатель ППО студентов МАИ Николай Степанов, назначенный проректором этого университета. В Москве около тысячи первичных профсоюзных организаций работников и студентов различных образовательных учреждений. Их председатели – золотой запас нашей Московской организации профсоюза: именно от них зависят наше движение вперед, уровень доверия членов профсоюза, партнерство с руководителями образовательных организаций и авторитет нашего профсоюза. Николай НИТКИН, председатель профсоюзной организации студентов МГТУ «МАМИ»:- В 2000 году благодаря профсоюзной организации студентов Университета машиностроения я ознакомился с профсоюзной работой. Это знакомство переросло в профессиональную деятельность и основное место работы. Со студенческих лет у меня появилась возможность взаимодействовать с широким кругом общественных деятелей, благодаря чему я обрел дорогих мне друзей и соратников не только в работе, но и в жизни. Обширные профсоюзные связи, профессиональные наработки и знания дали твердую основу не только мне, но и моим коллегам, а коллектив Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования всегда являлся надежным тылом, помощником в работе и в развитии возглавляемой мной первичной профсоюзной организации. Игорь КОТЛОБОВСКИЙ, проректор, председатель объединенного профкома МГУ имени М.В.Ломоносова: – Самое большое впечатление от профсоюзной работы – это встречи с людьми, самыми разными: выдающимися, государственными деятелями, руководителями, сотрудниками и студентами, приходящими на прием в объединенный профком со своими проблемами, членами профсоюза, задающими вопросы на собрании. Таких встреч за время работы были тысячи, и каждая полезна по-своему, обогащает тебя, дает импульс к работе, хочется верить, на пользу коллектива. Только в рамках Евразийской ассоциации профсоюзных организаций университетов мы провели съезды в 21 университете различных городов пяти стран. Это не только напряженная работа, контакты с коллегами, но и знакомство с университетами, культурой, наукой и образованием других регионов. В советское время у объединенного профкома были договоры с профкомами столичных университетов ГДР, Чехословакии, Польши об обмене группами. Профактивисты выезжали на ознакомительную практику и отдых. Особенно запомнилась поездка на Кубу в 1989 году. Я был руководителем группы из 30 человек. Для нас это была удивительная и экзотическая страна с потрясающей природой, морем и замечательными, гостеприимными людьми. А на следующий год мы постарались принять на должном уровне ответную делегацию. В 1992 году, будучи на стажировке в США, я познакомился с местным профсоюзом, хотел понять, какие коррективы надо внести в работу в связи с переходом экономики на рыночные условия. Профком университета Висконсин, послушав меня, пришел к выводу: «Это не вы должны у нас учиться, а мы у вас». После нескольких итераций меня вывели на по-нашему председателя ЦК профсоюза (членом которого в свое время был А.Эйнштейн), который сначала отверг предложение о сотрудничестве, мол, с коммунистическим профсоюзом иметь дело не хочу, но потом под напором моих аргументов согласился. Разговор состоялся по телефону. В 1993 году американцы провели в МГУ три семинара, в том числе по заключению коллективных договоров, участию профсоюзов в выборах. Кое-что мы взяли на вооружение в своей работе. В конце 80-х – начале 90-х важным направлением работы профорганизаций была экскурсионная работа. Цены были очень доступные. Благодаря этим программам я побывал и на Байкале, и на Валааме, в Михайловском на родине А.С.Пушкина, в Самарканде и Бухаре. Этой возможностью пользовались тысячи членов профсоюза. В одной из таких поездок профактива Московского университета в Ялту я познакомился со своей будущей женой, так что профсоюз помог мне, как и многим другим, в семейной жизни. Татьяна КИСЕЛЕВА, председатель ППО КАИТ №20: – Впервые я познакомилась с профсоюзом в 2007 году. Тогда, создав и возглавив первичную профсоюзную организацию из 11 человек, ни я, ни мои коллеги не представляли, что такое профсоюз, чем он живет. Мы лишь хотели отстоять свои права перед работодателем. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, сколь скудны и ограниченны были мои знания и понимание о профсоюзной деятельности, как сильно изменилась я сама. В течение этого времени в нашей организации сменились 8 директоров. Мне довелось работать с работодателями, различными и по характеру, и по стилю управления, и по отношению к профсоюзу, несмотря на все сложности, это, безусловно, бесценный опыт. Именно благодаря этому опыту я пришла к пониманию того, что профсоюз и работодатель – это не враги, не оппозиция друг другу, как мне казалось в начале моей профсоюзной деятельности, а партнеры. И даже если эти партнеры имеют различную точку зрения на те или иные события, они все равно должны оставаться равноправными партнерами. Говорят, в споре рождается истина. Да, конечно, но только если это не спор ради спора, а конструктивный диалог, чтобы найти точки соприкосновения. Более того, работодатель как лицо, наименее защищенное с точки зрения трудового законодательства, также нуждается в защите и поддержке профсоюза. Профсоюз – это прежде всего посредник между работником и администрацией. При помощи профсоюза можно избежать негативных настроений среди работников, узнать микроклимат, царящий в коллективе, проблемы людей и решить их, не допуская социального напряжения. Действительно, главные задачи работодателя и профсоюза едины – это воспитание компетентного, социально и профессионально мобильного специалиста с развитой профессиональной мотивацией, создание условий для успешной работы учебного учреждения, роста заработной платы, социальных гарантий каждому члену профсоюзной организации. Активная профсоюзная жизнь дает большие возможности и для профессионального роста. Возможность участия в профессиональных конкурсах и мероприятиях раскрывает и формирует педагога нового поколения. Именно в профсоюзе продолжает развиваться школа наставничества, забытая многими учреждениями. Участие в различных семинарах и конференциях – возможность обмена не только профсоюзным, но и профессиональным опытом педагога. Безусловно, мой рост как педагога был бы не полон в отрыве от профсоюзной работы. Огромен вклад профсоюза и в развитие компетентности работников в области трудового законодательства. Конечно, высокий уровень юридических знаний председателя первичной профсоюзной организации повышает его авторитет и в глазах работников, и в глазах работодателя. Любой педагог знает, насколько бесценно признание его работы детьми. Не менее ценны для председателя первичной профсоюзной организации доверие и признание коллектива. Это доверие не может быть получено по приказу директора, оно заслуживается только честным, открытым, добросовестным трудом и конкретными результатами. Наверное, это то главное, ради чего стоит быть председателем первичной профсоюзной организации, – понимать, что ты нужен своим коллегам, что они рассчитывают на твою помощь и поддержку. Ты перестаешь задавать вопрос: «А зачем это нужно? Зачем тратить свое личное время и время своей семьи на профсоюз?» Ведь профсоюз становится не просто работой, он становится частью твоей жизни. Ощущая такую поддержку, не страшно отстаивать интересы членов профсоюза, потому что приходит осознание того, что ты не один, что мы едины. Нина СТОЛБОВА, председатель территориальной профсоюзной организации Южного округа Москвы с 1992 по 2010 год: – Я уверена, что профсоюз с малейшими потерями переживет неблагоприятные экономические времена, сумеет сохранить свои позиции, увеличит членство в профсоюзных организациях. Благодаря профсоюзу мы можем спокойно трудиться, радоваться жизни и воспитывать детей. Федор ПОПКОВ, главный инспектор охраны труда МГО профсоюза:- С 1982 по 1984 год я работал в межшкольном учебно-производственном комбинате в Москве. Дети там помимо теории проходили курс практических занятий. Кстати, им за это платили, и это было для того времени нетипично. Во время одной из практик ученик случайно нажал на рычаг управления электрокаром, эта железная громадина поехала прямо на группу детей. Парень в мгновение сориентировался и потянул рычаг в сторону – техника уперлась в стену и заглохла. Думаю, в тот момент я начал задумываться о том, чтобы связать свою деятельность с охраной труда и защитой рабочих в целом. Можно сказать, что весь мой жизненный, профессиональный путь стал следствием происшествия, в котором могли погибнуть дети. Я просто пропустил всю эту ситуацию через себя и больше не смог ее отпустить. Так я связал свою жизнь с профсоюзом и с охраной труда. Владимир МАРЧЕНКО, проректор МГУ имени М.В.Ломоносова: – В июле 1987 года я приехал сдавать вступительные экзамены на физический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова. Так случилось, что сдавал экзамены во втором потоке, то есть на пару недель позже основной массы абитуриентов. А раз приехал позже, то и поселили в общежитие там, где смогли. А смогли на свободную кровать в комнате пятикурсника по фамилии Молчанов, уж не помню, что он делал в это время в Москве, и даже его имя подзабылось, но несколько задушевных бесед в памяти отпечатались четко. Одна из них завершилась его советом: «Лучше иди в актив профкома, чем в комитет комсомола, там больше разных плюшек». Через год его совет был реализован, хоть и направил меня в профком все же комитет комсомола. Так, в 1988 году началась моя профсоюзная жизнь. Мой первый преподаватель по физике в МГУ был Виктор Южаков. Как я через несколько лет узнал, он раньше был председателем объединенного профсоюзного комитета МГУ. В ноябре 2015 года с огромным удовольствием поздравил его с 75-летием, вспоминали и нашу учебную группу, и профсоюзные дела. Впервые я был избран председателем профсоюзной организации студентов физического факультета МГУ осенью 1994 года, став третьим председателем из числа своих однокурсников после Володи Соколова и Булата Мукушева. Первое, что я сделал, – провел полную перерегистрацию всех членов профсоюза. Никто этого сверху не просил делать, но, как я узнал намного позже, оказалось, что это были единственные в МГУ заявления на тот момент, написанные во вновь созданный после распада системы ВЦСПС Общероссийский профсоюз образования. Так что в каком-то смысле первичка ныне действующего Профсоюза образования в МГУ началась со студентов физфака. В 90-е годы огромное влияние на студенческую жизнь имела Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов (РАПОС). По несколько раз в год мы под их лозунгами митинговали по разным поводам в Москве на «горбатом» мостике у Белого дома. Однажды, опаздывая приехать на метро, я «проголосовал» частное такси. В этот раз остановилась навороченная черная машина с мигалками. На ней с включенными проблесковыми маячками под звук сирены я подкатил к Белому дому помитинговать за права студентов – смотрелось, наверное, цинично. Людмила КОЗЛОВА, заместитель председателя территориальной профсоюзной организации Центрального округа Москвы с 1984 по 2011 год: – Один китайский философ сказал: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Конечно, нельзя сказать, что я не работала ни дня в своей жизни. Работала много, часто уставала, были проблемы, были минуты отчаяния, но работа всегда была в радость, я всегда ходила на работу с удовольствием, иначе этот союз с профсоюзом (простите за тавтологию) не мог бы длиться без малого 30 лет. Но чувство удовлетворения пришло не сразу. Я начала работать в 1984 году в должности председателя Бауманского райкома Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений – так тогда назывался наш профсоюз. Придя на эту работу, я понимала, что профсоюз – это правозащитная организация, что ее основная задача – защита прав и интересов работников образования перед работодателями: заработная плата, условия труда, безопасность труда, здоровье членов профсоюза и их семей, организация отдыха, социальное и пенсионное страхование. Но часто приходилось заниматься совсем не свойственной для профсоюза работой. Я вспоминаю эти жуткие распродажи товаров широкого потребления, одежды, мебели, бытовой техники, даже продуктов питания. Конечно, это была временная и вынужденная деятельность, связанная с тотальным дефицитом в стране. Но потребительское отношение к профсоюзу закрепилось надолго, в течение многих лет это было основной мотивацией профсоюзного членства: «А что мне даст профсоюз?» 90-е годы – с одной стороны, некий раскол в профсоюзном движении, появились альтернативные профсоюзы в некоторых отраслях, это явление не миновало и профсоюз образования, но альтернативные профсоюзы оказались нежизнеспособными; с другой стороны, именно в 90-х началось формирование современных профсоюзов. Профсоюз начал активно сотрудничать с органами законодательной и исполнительной власти. Именно в этот период нашему профсоюзу удалось не только выстоять в условиях политической и социальной нестабильности в России, но и превратиться в мощную организацию, способную отстаивать и защищать интересы и права своих членов. Сейчас, оглядываясь назад на 10-15 лет, я вижу, как наша работа позитивно влияла на членов профсоюза, как вместе с теми изменениями, которые происходили в профсоюзном движении, менялись наши члены профсоюза, менялась мотивация профсоюзного членства. Многие учителя, воспитатели дошкольных учреждений стали вступать в профсоюз не для того, чтобы получить какие-то выгоды, какие-то дополнительные гарантии защищенности, а для того, чтобы всем вместе бороться за достойный труд, достойную заработную плату, за достойные пенсии и стипендии, за страхование от безработицы, за право детей на отдых. В Центральном округе профсоюзным девизом стали слова Б.Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Примечательно, что в округе стало престижным не просто вступить в профсоюз, а стать профсоюзным лидером. Конфуций говорил: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – это когда любишь ты». Я испытала счастье, так как всегда находила понимание руководства горкома, членов профсоюза. Надеюсь, что я испытала большое счастье, потому что всегда чувствовала и до сих пор чувствую поддержку, внимание, теплое, дружеское отношение. И уж точно я испытала настоящее счастье, так как с большой и искренней любовью относилась к членам профсоюза, с которыми я работала на протяжении чуть менее 30 лет.
Комментарии