search
main
0

“Наш дар бессмертный – речь” Формирование общечеловеческих ценностей на уроках физики

У нас в гостях журнал “Школа духовности”. Само название говорит о том, что главная идея его – воспитание духовности, без которой не может быть возрождения нации. Об этом свидетельствуют рубрики журнала: “Духовность. Воспитание. Жизнь”, “Уроки практической духовности”, “Дух и слово”, “Народная этика”, “Россия читающая”, “Эпоха духовной цивилизации”, “Духовные основы хозяйства”, “Духовность, правосознание, правопорядок”.
Журнал своими публикациями стремится раскрыть читателю “сущность человеческого духа и показать путь, проходя который духовность из внутреннего состояния человека превращается в образ жизни и социальную действительность. Цели журнала определяют его тематическое содержание, включающее следующие направления: духовное наследие и духовная жизнь современного общества; природа человека, мысленные, чувственные и волевые формы ее выражения; понятие духовности как истинной основы политики, экономики, права, нравственности, искусства, науки; отечественный и мировой педагогический опыт воспитания духовности; духовно развивающие программы и методики для всех возрастных групп, предназначенные родителям, учащимся, педагогам; теория и практика духовного саморазвития”.
Открывается первый номер журнала за 2001 год IX Международными Рождественскими чтениями, в которых участвовали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, министр образования РФ Владимир Филиппов.
Под рубрикой “Подвижники России” напечатано “Слово о малом доброделании” архимандрита Иоанна, старца Псково-Печерского монастыря. “Великое спасение людей в том, – пишет он, – что они могут привиться к стволу вечного дерева жизни через самый ничтожный черенок – поступок добра. Вот почему не надо пренебрегать мелочами в добре и говорить себе: “Большое добро не могу сделать – не буду заботиться и не о каком добре”. Гибнет человечество не от недостатка добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах – кирпичиках малого добра”.
Под рубрикой “Интегральная педагогика” выступают школьные учителя, причем не только гуманитарных предметов, но и физики, и математики, географии и биологии. Они умело на своих занятиях проводят линию духовности. В том же первом номере опубликована статья В.Ядрышниковой, учителя математики из Новосибирска “Математика и чувство красоты”. Казалось бы, эти понятия несовместимые. Но читаешь статьи и веришь, что соединение их на уроке способствует развитию и математического мышления, и чувства прекрасного.
Сегодня мы предлагаем вам статью преподавателя физики из Пензы Людмилы Рожковой.
Маргарита КУРГАНОВА

Я считаю, что учащиеся должны осознать ценность физических знаний и использовать их для своего духовного развития. А.Эйнштейн подчеркивал: “Человек – это частица целого, именуемого нами Вселенной”. Именно это утверждение я постоянно обосновываю на своих уроках.
Новые знания приходится собирать по крупицам из различных источников, проводить анализ, обрабатывать. Мною собраны интересные и полезные сведения о физических явлениях. Этот дополнительный материал использую на уроках и считаю, что он не только способствует расширению кругозора учащихся, но и развивает логическое мышление, формирует мировоззрение и общечеловеческие ценности.
В теме “Механические колебания” (9-й кл.) сказано, что “колебания широко распространены в окружающей нас жизни”, а приводятся примеры колебательных движений только в механических системах. Я же обращаю внимание на тот факт, что во Вселенной все, от мельчайших атомов микромира до крупнейших галактических систем макромира, находится в состоянии вибрации и имеет свой ритм, свою частоту колебаний. Тысячелетиями все человечество формировалось под воздействием физических полей Земли, Солнца и околоземного пространства. Люди испытывают воздействие циклов, связанных с движением планет, вращением Земли вокруг Солнца и своей оси, вращением Луны вокруг Земли. Оказывается, что деятельность организма человека тоже строится по циклическому принципу. “Знаете ли вы, – обращаюсь я к ученикам, – о феномене биоритмов?” Большинство не представляют себе, что это такое. Слушаем сообщение. Его делает заранее подготовившийся ученик.
В результате совместного обсуждения дети приходят к выводу, что природа формирует все живое по своему образу и все живое развивает в себе те свойства и функции, которые в наибольшей степени содействуют оптимальной приспособляемости организма к окружающей среде, причем в полном соответствии с законами природы. Учащиеся убеждаются, что человеку полезно знать свои биоритмы и учитывать их, для того чтобы эффективно планировать свое время, совершенствовать свою жизнь.
Интересным и весьма полезным становится урок “Наш дар бессмертный – речь”. Планирую его после изучения темы “Звуковые волны” (9-й кл.). О воздействии звука на человека в учебнике написано: “Пришедшая звуковая волна вызывает вынужденные колебания барабанной перепонки с частотой колебаний в волне. Они и воспринимаются мозгом как звук”. Я не ограничиваюсь этим. Рассказываю о том, как много столетий назад люди заметили, что звук и слово оказывают могущественное влияние на человека, его тело и чувства. Звук, слово могут работать как во благо, так и во вред. Почему? Дело в том, что каждый внутренний орган человека имеет собственную частоту колебаний, и если частота колебаний постоянна, то он функционирует нормально. Звук и слово обладают вибрационной энергией, которая воздействует не только на барабанную перепонку, но и на тело человека и при этом может изменять частоту колебаний его органов.
Для анализа действия звука и слова на организм человека использую такую схему.
Во-первых, слово оказывает волевое воздействие – ведь сначала надо осмыслить, что произнести и как произнести.
Во-вторых, эта энергия преобразуется нервной системой в электрические импульсы, а частично в виде “оформленного сгустка” энергии излучается наружу.
В-третьих, часть энергии в виде электрических импульсов попадает на голосовые связки, где она преобразуется в энергию звуковых вибраций.
В-четвертых, энергия звуковых вибраций, проходя по клеткам организма, вызывает в них соответствующие изменения.
Человек живет в мире звуков. Звуковые волны, приходящие от различных источников, воздействуют на человека, в том числе и слово, сказанное им.
Звук и слово оказывают влияние на молекулу ДНК, несущую наследственный код человека. Оказывается, что атомы углерода, водорода и кислорода в ДНК связаны воедино тончайшими, но необычайно прочными вибрациями.
Злобные, грубые и скверные слова разрушают связи в ДНК человека, и он заболевает.
Специально подобранные звуки, слова способны восстанавливать структуру ДНК – и человек выздоравливает.
Затем следует сообщение учащихся об исследованиях, проведенных профессором Лессер-Лазарко, который работает в Вене. Он практикует оздоровление методом озвучивания гласных звуков энергией полного дыхания.
Проводим маленький эксперимент и вместе с учащимися убеждаемся, что звук обладает вибрационной энергией. Пение буквы “И”, а для этого надо петь сильно и пронзительно, растягивая рот в улыбке, вызывает вибрации в голове. А это очищает мозг, уши, нос, глаза и дает ощущение радости, т.к. идет воздействие на мозг, гипофиз, шишковидную железу.
В России доктор Г.Сытин доказал эффективность слова для лечения и оздоровления. Он составил специальные настрои – словесные внушения, позволяющие влиять на здоровье человека.
Большой интерес вызывает сообщение о силе мысли.
Мысль – это очень тонкая вибрирующая материя, которую наши глаза не видят. Но ее можно сделать видимой. Фотографирование в инфракрасных лучах дает возможность фиксировать на пленке энергетические образования вокруг человека в период активной мыслительной деятельности.
Мысли, созданные нами, продолжают существовать вокруг нас, формируя нашу жизнь. “Человек становится тем, о чем он думает”, – говорит древнее восточное изречение. Действительно, добрые мысли имеют высокую вибрационную частоту.
Злые мысли, мысли гнева, мести имеют более низкую вибрационную частоту. Они оказывают на человека отрицательное действие. Многие проблемы со здоровьем, депрессивные состояния, внутренние конфликты, интеллектуальная апатия – это результат в том числе и зломыслия.
После выступления учащихся я провожу обобщение. Народная мудрость говорит: “Не причиняй окружающим вреда ни в мыслях, ни в словах, ни в делах”.
Наука доказывает: мысли, слова – тончайшие вибрации, оказывающие воздействие на физическое тело человека. “Какие еще доказательства нужны человеку, чтобы понять, что каждый из нас несет ответственность за свои мысли и слова?” – задаю я вопрос классу. И продолжаю: “Нужно понять это своим сердцем. Растить в себе прекрасный сад из мыслей и нести в жизнь только добрые, нежные слова”.
Анализируя содержание выступлений, подвожу учащихся к выводам, которые они записывают в тетради:
1. Мысль, слово обладают вибрационной энергией, которая воздействует на ДНК.
2. Добрые мысли, слова защищают людей, сохраняют здоровье, создают вокруг человека пространство мира, доброты, радости, спокойствия, способствуют интеллектуальному развитию.
3. Зломыслие, злословие, сквернословие разрушают ДНК человека, приводят к депрессии, интеллектуальной апатии, умственной отсталости, нравственной неразвитости.
4. Человек несет ответственность за свои мысли и слова.
Рассматривая связь энергии и массы на уроке “Следствия теории относительности” (11-й кл.), я даю сведения об энергетическом поле человека. В учебнике этот вопрос не освещается.
Привожу примеры, которые указывают на то, что при определенных физических процессах масса превращается в энергию излучения, которая и создает вокруг любого материального объекта энергетическое поле.
Первый пример: в звездах, в недрах солнца высвобождаются огромные массы энергии при синтезе легких ядер, которые в форме фотонов и радиоактивных излучений уходят в космос.
Второй пример: любое нагретое тело является источником теплового и светового излучений.
Задаю вопрос: “А человек? Источником каких излучений является он?” Учащиеся отвечают:
– теплового;
– электрического (человек состоит из атомов; в клетках, тканях, органах при работе возникает определенная разность потенциалов – биопотенциалы);
– звукового (работают сердце, легкие, печень, голосовые связки и т.д.);
– магнитного (в магнитном поле Земли физическое тело человека имеет собственное магнитное поле);
– светового (источник отраженного света).
Структуру электромагнитных излучений изображаем в тетради. И записываем под ней:
Человеческое тело – энергетическая система.
Каждый человек имеет энергетическое поле.
Энергетическое поле человека можно выявить не только с помощью измерительных приборов. Его можно сфотографировать. Важнейшее открытие в области фотографирования энергетического поля сделали в 60-х годах советские ученые супруги Семен и Валентина Кирлиан.
Проводим эксперимент по обнаружению энергетического поля (класс затемнен).
При попытке воспринять биополе многие люди видят вокруг пальцев и рук дымку, которая напоминает пары жара над радиатором. Когда дымка кончика пальца одной руки соединяется с дымкой кончика пальца другой руки, энергетические поля растягиваются между пальцами, словно “тянучки”. Когда пальцы перемещаются, дымка вначале тянется к предыдущему пальцу, а затем переходит на следующий.
Энергетическое поле напоминает эллиптическую оболочку, которая окружает физическое тело со всех сторон (при этом на рисунке, который делаем в тетради, вокруг человека обрисовывается эллипс). Форма, размер, цвета энергетического поля человека указывают на особенности физического, эмоционального, умственного и духовного благополучия.
Энергетическое поле ослабляется плохим питанием, недостатком свежего воздуха, недостатком отдыха, стрессом, алкоголем, курением, наркотиками, отрицательными эмоциями, сквернословием, зломыслием, недостатком знаний и их бессистемностью, отсутствием в человеке доброжелательности, сердечности, нежности, честности, внимательности, сострадания, милосердия.
В заключение говорю учащимся: “Каждый из нас может усилить свое энергетическое поле и создать здоровое физическое тело. Для этого нужно выбрать дорогу знаний, сердечности, доброжелательности, терпимости”.
При изучении темы “Дисперсия света. Цвета тел” (11-й кл.) учащимся интересно знать о влиянии различных оттенков цвета на человека. Данный вопрос в учебнике не рассматривается. Делаю сообщение.
Значение цвета в жизни человека велико и многогранно. Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику прежде всего интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия цвета, психологию – проблема восприятия цвета и его воздействие на психику, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов. Важная роль принадлежит и математике, с помощью которой развивается методика измерения цвета. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет с разных точек зрения, носит название научного цветоведения. Рассмотрим процесс восприятия цвета человеком.
Исходя из факта, уже известного ученикам, – каждому цвету соответствует своя частота излучения и длина волны излучения, мы делаем выводы:
Различные цвета изменяют волновые характеристики клеток и клеточных структур.
Цветоощущение создает в зрительном центре цветной образ окружающего мира.
Цветовая информация направляется в другие области головного мозга. Там, в управляющих центрах выработки гормонов, жизненных процессов и формирования сознания основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый – оказывают самые разнообразные воздействия.
Исследования показали, что красный и желтый цвета действуют возбуждающе; синий и зеленый – успокаивающе. Черный, белый, серый приводят человека в состояние покоя. Многолетний опыт изучения психологического и физиологического воздействия цвета на человека позволил швейцарскому психологу М.Люшеру составить тест, по которому можно определить характер человека, его отношение к себе, к людям, к миру, который его окружает. На основании анализа такого теста можно наметить пути совершенствования личности и установить гармонию человека с природой.
За месяц до предполагаемого урока ребятам было дано творческое задание: на выбор изобразить в цвете следующие темы:
Я реальный, я идеальный.
Мое будущее.
Урок физики, я – учитель физики.
Мир вокруг меня.
Перед уроком организую выставку работ учащихся. На уроке провожу анализ 3-4 работ (с разрешения ребят). Говорю о том, что в нашей жизни возникает много препятствий, которые нужно преодолеть. Из любой жизненной ситуации надо выходить с достоинством, сохраняя уважение к себе и окружающим людям.
Обращаю внимание на то, что при работе с цветом надо соблюдать меру, так как в противном случае можно навредить себе. Для этого нужно довериться себе и руководствоваться желанием воспринимать цвет столько времени, сколько этого хочется.
На уроке “Единство корпускулярных и волновых свойств света” (11-й кл.) я обращаю внимание учащихся на тот факт, что двойственность проявляется не только в микромире, как об этом написано в учебнике. В природе тоже все двойственно. Все имеет две стороны: материя и сознание, мужское и женское, свет и тьма, истина и ложь, добро и зло и т.д. Противоположности идентичны по природе, но различаются по степени. Возможно ли это? Рассуждая, приходим к выводу, что такое возможно. Действительно, свет и тьма представляют две крайности одного и того же явления – освещенности. Любовь и ненависть – противоположные полюсы человеческого ощущения: притягивания и отталкивания. Говорим о добре и зле, о том, что человек своими устремлениями создает свою судьбу. Он волен выбрать сам – делать ему добро или зло. Выбрав зло, он пойдет против закона развития Вселенной. Но тогда человек не должен роптать на то, когда посеянное им зло, “многократно усиленное”, согласно закону притяжения обрушится на своего “родителя”. На мой вопрос: “Что же целесообразно сеять человеку?” – дети отвечают, что нужно сеять прекрасные цветы доброжелательности, чуткости, внимательности, терпимости, любви и дарить эти цветы окружающему миру.
Я убеждена в том, что только обращение физики к человеку позволит сформировать у подрастающего поколения такое миропонимание, которое будет способствовать развитию человеческого совершенства.

Людмила РОЖКОВА,
учитель физики
Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте