search
main
0

Наш бронепоезд. Руководители вузов Центральной России обсудили вопросы дистанционного образования

​На совместном онлайн-заседании Ассоциации вузов Центра России и Совета ректоров вузов Воронежской области, прошедшем 19 мая, обсудили массовый переход к электронному обучению и использованию дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Участники заседания говорили о недостаточном техническом оснащении вузов, значительном росте нагрузки на преподавателей, а также о всеобщей усталости, к которой привело полуторамесячное дистанционное обучение. Тем не менее все были солидарны в том, что развивать дистанционные технологии надо. В мероприятии приняла участие председатель Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, член Совета ректоров вузов Воронежской области Тамара Бирюкова.

Первый проректор Воронежского государственного университета (ВГУ) Елена Чупандина привела итоги анкетирования, в котором приняли участие 15 вузов из 9 регионов Центрального федерального округа. Анкетирование показало, что за 1,5 месяца пандемии все вузы значительно увеличили количество электронных курсов. При этом в двух вузах – Воронежском государственном техническом университете и Липецком государственном педагогическом университете – этот рост превысил 100 раз.Также учебные заведения обратились к массовым открытым онлайн-курсам (МООК). Практически все вузы сегодня пользуются платформами «Открытое образование», где представлены курсы ведущих российских университетов, и Coursera. Несколько вузов, принявших участие в анкетировании, указали, что они имеют собственные МООКи. Еще несколько – что такие курсы ими разрабатываются. Елена Евгеньевна предложила вузам Центра России создать общую МООК-платформу, обосновав идею «близостью по структуре программ и показателей».Для организации дистанционного обучения вузы ЦФО использовали платформы LMS Moodle и Zoom, собственные платформы, сервисы Google, социальную сеть «ВКонтакте», различные мессенджеры (Skype, WhatsApp, Viber).Однако переход на дистанционное обучение потребовал не только технической готовности со стороны вузов, но и технической готовности обучающихся и научно-педагогических работников. По словам докладчицы, с этим нет проблем лишь у половины вузов. У остальных проблемы есть. Судя по презентации, которая сопровождала выступление Елены Чупандиной, в Липецком педуниверситете не имеют необходимого технического обеспечения 30% обучающихся, в Рязанском университете техническое обеспечение отсутствует у 15% преподавателей и так далее. Сама Чупандина озвучила цифры, касающиеся ее родного ВГУ. Здесь технически необеспеченными оказались 6% преподавателей и 1,6% студентов. Как сообщила Елена Евгеньевна, проблемы технического обеспечения решались по-разному: где-то за счет средств специально созданных резервных фондов, где-то путем оборудования рабочих мест в вузах, разумеется, с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.В дальнейшем для развития мощностей вузам потребуется дополнительное финансирование. Наименьшие суммы на эти цели заявили Рязанский университет (1,5 млн руб.), Брянский инженерно-технологический университет (3 млн руб.), Воронежский лесотехнический университет (5 млн руб.). Наибольшие – Липецкий технический университет (78 млн руб.), ВГУ (64 млн руб.), Воронежский университет инженерных технологий и Тамбовский технический университет (по 50 млн руб.).Чупандина рассказала, какую работу уже пришлось провести ВГУ для развития мощностей, в связи с тем что количество посетителей электронных курсов за время пандемии возросло с 1000 до 17000. Для того чтобы выдержать такую нагрузку, объем оперативной памяти был увеличен в 9 раз, количество серверов, задействованных в обслуживании портала, – в 4 раза. Кроме того, в апреле в университете было проведено 19 вебинаров по дистанционному обучению, которые посетили 500 преподавателей.Нагрузка на преподавателей во всех вузах существенно увеличилась. О 100‑процентном увеличении заявили Белгородский технический университет и Костромской университет. Курский университет показал 75‑процентное увеличение нагрузки, Липецкий университет – 60‑процентное, Рязанский университет и ВГУ – 50‑процентное, Воронежский лесотехнический университет, Липецкий педагогический университет, Тамбовский технический университет – 40‑процентное, Воронежский технический университет и Тверской университет – 30‑процентное, Брянский инженерно-технологический университет и Смоленский университет – 20‑процентное.Скорее всего, именно значительное увеличение нагрузки как на преподавателей, так и на студентов стало причиной снижения заходов на электронные курсы ВГУ, которое наблюдается после пика (18 тыс. заходов), выпавшего на третью декаду апреля. «В настоящий момент наступила точка усталости», – считает Елена Чупандина.Председатель Ассоциации вузов Центра России, глава Совета ректоров вузов Воронежской области, ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий призвал участников заседания особое внимание обратить на высказанную Еленой Евгеньевной идею о создании МООК-платформы: «Массовые открытые онлайн-курсы – очень дорогое и сложное дело. Чтобы создать МООК, необходимо потратить по минимуму 800 тысяч рублей. Это без анимации, сложной инфографики и так далее. Поэтому предложение сформировать общую платформу для нашей ассоциации, куда в свободном доступе будут выложены курсы, разработанные нашими преподавателями и специалистами, мне кажется очень хорошей идеей. Давайте эту идею проработаем».Председатель Совета ректоров вузов Липецкой области, ректор Липецкого государственного технического университета Анатолий Погодаев высказал слова благодарности в адрес Минобрнауки России за видеосвязь во время пандемии, из которой удалось многое почерпнуть. Вместе с тем Анатолий Кирьянович отметил, что практическую помощь члены ассоциации получали друг от друга. Важная информация, образцы различных документов оперативно размещались в группе, созданной в мессенджере WhatsApp. Такая помощь, по словам ректора, дорогого стоит. «Впереди государственная итоговая аттестация, приемная кампания, поэтому многое придется осваивать, многое придумывать. Но у нас уже есть опыт, как совместно выходить из сложных ситуаций», – констатировал Погодаев.Хоть и назвал Анатолий Кирьянович нынешний режим работы вузов ненормальным, но признал: «Наш бронепоезд должен стоять на запасном пути. Совершенствовать образовательные технологии необходимо. В этом плане Ассоциация вузов может играть соединяющую роль».Ректор Рязанского государственного университета (РГУ) Андрей Минаев начал свое выступление с того, что заявил: «Мы прекрасно понимаем, что истинно университетское, академическое общение возникает из непосредственного общения студентов и преподавателей». Однако затем Андрей Иванович поведал: «Культура дистанционного труда в нашем университете прививается давно. С 2017 года ведется целенаправленная работа по созданию электронной образовательной среды. Я полагаю, что переломным стал 2019 год, когда заработал в полном объеме эффективный контракт. Целый ряд показателей эффективного контракта связан с работой в электронной образовательной среде». Ректор привел такие данные: если на конец 2018 года в вузе было 1,5 тысячи электронных курсов, то в этом году, перед началом пандемии, их количество составляло уже 5 тысяч, а за время пандемии увеличилось до 18 тысяч.Ранее проведенная техническая и организационная работа позволила полноценно наладить процесс дистанционного обучения. По информации Минаева, на начало пандемии количество входов в электронную образовательную среду возросло в 5-6 раз, и вуз с такой нагрузкой справился. Недавно технические трудности все-таки появились, что связано с подключением к процессу студентов-заочников. Сегодня ведется работа над решением проблем.Высказался Минаев и по поводу государственной итоговой аттестации обучающихся. Андрей Иванович признался, что Рязанский госуниверситет оказался в меньшинстве российских вузов (23%), которые в этом году отказались от государственных экзаменов по причине невозможности их проведения в онлайн-режиме и ограничились онлайн-защитой выпускных квалификационных работ. Несмотря на то что отказ от госэкзаменов предусмотрен большинством федеральных государственных стандартов высшего образования, а в нынешнем учебном году еще и рекомендован Министерством науки и высшего образования России, руководство многих вузов госэкзамены все-таки не отменило, хотя очный формат их проведения играет на руку пандемии.Андрей Минаев в этом вопросе был категоричен: «В создавшейся ситуации нужно сделать то, что должно, а не то, что можно».Только один институт РГУ – юридический, по словам ректора, будет проводить государственную итоговую аттестацию в форме сдачи госэкзаменов и защиты дипломных работ. Но в данном случае это требование госстандарта.В ходе своего выступления Минаев еще раз акцентировал внимание присутствовавших на главном: «Режим непосредственного общения – это основной режим, к которому мы привыкли. Но введение дистанта необходимо. Вызовы современности нас к этому подводят».От Орловского государственного университета выступила проректор по организационно-методической деятельности Галина Зомитева. Галина Михайловна рассказала, как вуз готовится к проведению государственной итоговой аттестации, которая начнется в июне.Студенты, получающие медицинское образование, будут сдавать экзамены очно, поскольку дистанционный формат для них недопустим по госстандарту. Но и часть тех студентов, которые могли бы защитить свои дипломные работы в дистанционном формате, будут защищаться в вузе. Как пояснила Зомитева, речь в данном случае идет о небольшом числе юношей и девушек, проживающих в сельской местности, где отсутствует техническая возможность использовать платформу с видеосвязью. Защиты в вузе, по заверению Зомитевой, будут проходить с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований: по графику, малыми группами, рассредоточенно.Онлайн-курсов в вузе не так много, в основном работа преподавателей ведется путем выкладывания контента. Часть педагогов используют портал вуза, часть – платформу Zoom. «Но вообще преподаватели и студенты устали, хотят живого общения. Никогда еще преподаватели не приезжали в университет с таким удовольствием, как сейчас, когда это приходится им делать по необходимости. Студенты тоже изъявляют желание побыстрее приступить к учебному процессу в традиционной форме», – завершила Галина Зомитева свое выступление.Члены Ассоциации вузов Центра России и Совета ректоров вузов Воронежской области приняли решение в 2020-2021 годах продолжить работу по техническому оснащению образовательного процесса и укреплению его содержательного компонента, повышению квалификации преподавателей с целью полноценной реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте