В 2005 г. предусмотрено поставить на вооружение Российского Военно-морского флота новейшую стратегическую атомную подводную лодку 4-го поколения проекта 955 типа «Борей». Головной корабль этой серии, носящий имя «Юрий Долгорукий», достраивает Северодвинское машиностроительное предприятие. Рядом с ним строится его брат-близнец – «Александр Невский», заложенный 19 марта прошлого года, в День подводника. По словам специалистов, этот корабль сойдет со стапелей через 5-6 лет. Два эти корабля, а в перспективе и третий, составят костяк морской составляющей российских сил ядерного сдерживания (СЯС).
Заметим, что в последний раз российские моряки принимали новую стратегическую атомную подводную лодку в 1992 г. За прошедшее с той поры время количество атомных подводных лодок всех классов сократилось со 196 до 84. К тому же большинство из них не боеготовы. Из 27 имеющихся у России стратегических атомных подлодок к 2005 г. в строю остались не более 10 субмарин проектов 667 БДРМ типа «Дельфин» и 667 БДР типа «Кальмар» с 16 ядерными ракетами на каждой и 3 субмарины проекта 941 типа «Тайфун» с 20 баллистическими ракетами на борту. Заметим, что АПЛ 941-го проекта типа «Тайфун» создана в питерском конструкторском бюро морской техники «Рубин». Она была и остается до сегодняшнего времени одной из самых уникальных систем вооружения в мире. По конструкции «Тайфун» – многокорпусная лодка внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием…
На перечисленных подводных лодках сосредоточена треть ядерного потенциала сдерживания.
Досье
Головная лодка проекта 667 БДРМ типа «Дельфин» была заложена в Северодвинске в 1984 г. Последняя вступила в строй в феврале 1992 г. Всего со стапелей сошло 7 атомоходов подобного класса. Сегодня эти лодки составляют основную ударную силу морского компонента российских сил стратегического сдерживания.
Старение кораблей и ракет, говорят эксперты, – одна из главных причин, по которым в ходе проходивших в январе – феврале 2004 г. стратегических командно-штабных учений (СКШТ) сразу две АПЛ Северного флота проекта 667 БДРМ «Карелия» и «Новомосковск» не смогли выполнить ракетную стрельбу. И даже несмотря на то, что подводники впоследствии дважды (в марте и июле 2004 г.) успешно пересдали экзамен, произошедшая осечка заставляет думать, что подобное может повториться, а для стратегических ядерных сил сдерживания подобные осечки недопустимы.
Кризис в состоянии морской составляющей СЯС может быть остановлен. Для этого нужно возобновить строительство новых атомных подводных лодок и обеспечить постановку на их вооружение новой ракеты. Именно поэтому строительство проекта 955 считается одним из главных приоритетов государственного оборонного заказа 2005 г.
Водоизмещение АПЛ 955-го проекта типа «Борей» – 14.720/24.000 тонн. Длина корпуса – 170 метров, ширина – 13,5. Максимальная глубина погружения – 450 м. Автономность – 100 суток, экипаж – 107 человек. На вооружении будут находиться баллистические ракеты «Булава-М», торпеды и зенитные ракеты самообороны.
«Юрий Долгорукий» заложили 2 ноября 1996 г. Тогда отметить это событие прилетели мэр Москвы Юрий Лужков и заместитель председателя правительства страны Анатолий Чубайс. Но скоро выяснилось, что денег, выделенных на постройку лодки, хватило только на закладку рангоута. До 2000 г. никаких работ по кораблю вообще не велось. Объективности ради надо сказать, что задержка строительства была вызвана рядом неудач, сопутствующих испытаниям новой морской баллистической ракеты «Барк», предназначенной для этого корабля.
Два испытательных пуска прошли неудачно, и руководство Минобороны и Совбез решили закрыть выполненную на 80% программу (в советские времена допускалось до двух десятков неудачных пусков при испытании стратегической ракетной техники) и начать все сначала, поручив разработку морской ракеты Московскому институту теплотехники – разработчику новейшей сухопутной межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М».
Из 13 испытательных пусков этой ракеты только один оказался неудачным. Так что, как говорят эксперты, вполне можно было рассчитывать и на конструкторскую школу, и на опыт разработки сложнейших ракетных систем московского КБ. Тем более, часть работы – обеспечение подводного старта – поручено было делать специалистам Миасского КБ имени Макеева (разработчика «Барка»), имеющим более чем пятидесятилетний опыт создания морских ракет. Все российские морские стратегические комплексы делались именно там.
Главным отличием двух ракет стал вес. «Барк» создавался в расчете на то, что он пойдет на вооружение не только АПЛ 955-го, но и лодок 941-го проекта. Ракета весила 100 тонн и должна была нести на себе 10 ядерных блоков индивидуального наведения. Московский институт теплотехники никогда не создавал многоблочных ракет. Созданные ими ракеты, составляющие современную сухопутную группировку СЯС, «Тополь» и «Тополь-М» моноблочны, весят до 50 тонн. Основой новой морской ракеты, получившей кодовое имя «Булава», был выбран «Тополь-М». Поэтому конструкторам АПЛ 955-го проекта было поручено перепроектировать корабль под размещение более легких ракет.
Разработка новой ракеты началась в 1998 г. Финансировать ее стали только в 2000-м, а в 2004 г. она вышла на первые бросковые испытания, что само по себе уникально. Прежде от начала разработки до первого запуска проходило не менее 10 лет.
Правда, бросковые испытания – это еще не первый полет. Суть их в том, что натурный макет ракеты с помощью специального стартового аккумулятора выбрасывается из стартовой шахты атомохода. В прошлом году, таким образом, «Булава» стартовала из надводного и подводного положения, что дало повод конструкторам и командованию Военно-морского флота весьма положительно оценить ход разработки и заявить о возможности принятия ракеты на вооружение уже в 2006 г.
Достоверной информации о «Булаве» не так уж и много. Эксперты говорят, что она твердотопливная. Имеет межконтинентальную дальность полета. На ней могут быть установлены несколько ядерных боеголовок. В том числе, а это весьма вероятно, так как ракета представляет собой дальнейшее развитие комплекса «Тополь-М» и самого современного гиперзвукового оружия, способного самостоятельно менять траекторию полета к цели. Демонстрация возможностей этого оружия прошла в 2004 г. в ответ на заявления США о развертывании американской системы противоракетной обороны на Аляске.
После этого Владимир Путин достаточно жестко заявил, что в России создана перспективная система вооружения, способная на гиперзвуковой скорости и межконтинентальной дальности преодолеть любую современную и перспективную систему ПРО. Это заявление до сих пор вызывает весьма неоднозначную реакцию американских экспертов. Противники развертывания НПРО говорят, что действия Белого дома побудили Кремль к ответным шагам, сделавшим дорогостоящий проект «ракетного зонтика» бесполезной игрушкой, не способной защитить США от российских ракет.
О новой АПЛ 955-го проекта также практически ничего не известно. Проект считается секретным. По имеющимся открытым сообщениям, на лодке под размещение новой ракеты предусмотрено 12 ракетных шахт. Естественно предположить, что на корабле установят самое современное гидроакустическое и навигационное оборудование и атомная энергетическая установка также будет новой, а благодаря использованию новейших технологий проектирования и высокоточной цифровой обработки гребных винтов корабль станет практически неразличим в океанских глубинах.
Как сообщил начальник управления кораблестроения Военно-морского флота контр-адмирал Анатолий Шлемов, в государственном оборонном заказе в настоящее время на разных стадиях строительства находятся около 30 кораблей и судов разных классов. По его словам, только по одному «Севмашу» в рамках государственного оборонного заказа 2004 г. полностью выполнены все спланированные работы, 85% из которых были оплачены государством. В 2005 г. объем производства увеличится в 1,3 раза, а поступление денежных средств – в 1,6 раза. Разработка «Булавы» также финансируется в полном объеме.
– Такая тенденция, безусловно, радует, – говорит Шлемов. – Впервые за последние годы гособоронзаказ все ближе подходит к уровню государственной программы вооружений. А это значит, что мы возвращаемся к тем временам, когда флот регулярно получал новую технику, модернизировал устаревшую и вовремя и в полном объеме проходил ремонты.
Комментарии