Когда Игорю Батищеву, члену Комиссии при президенте по делам инвалидов, другие директора интернатов говорят: нам нужны квоты и льготы при поступлении, он жестко отвечает: не надо, лучше поступать на равных основаниях. «Если он потом и в институте будет давить на снисхождение, кто его на работу возьмет? – поясняет Батищев и добавляет: – Я всегда говорю: можете помочь – помогите, но жалеть нас не надо. Мы не бедные-несчастные, мы такие же». И при этом испытующе смотрит собеседнику в глаза, словно за всех своих мальчиков и девочек, которых «наказала судьба или Бог, не знаю» и поэтому «они очень хорошо чувствуют фальшь – от всего сердца человек с ними или просто так».Игорю Ивановичу они верят. Липецкая школа-интернат III-IV вида, где он директор, – уже легенда, в ней учатся 570 человек из 15 регионов страны, сюда стремятся определить ребят с той или иной инвалидностью многие любящие родители. Иные даже продают квартиру у себя на родине и переезжают в Липецк. Они знают, что их детям не просто дадут самое лучшее, а сделают невозможное – помогут поверить в то, что они намного сильнее «обычных».
В 1990-м, когда он только стал директором интерната для слепых детей, все было по-другому. Воспитатели водили «контингент» за ручку, умывали, обслуживали, как живые экспонаты, не позволяли детям проявлять инициативу, прилагать физические усилия, объясняя это тем, что все это может усугубить болезнь.- А из них энергия все равно прорывалась – на прогулке они, как всякие нормальные дети, на забор забирались, на деревья залазили, – вспоминает Игорь Иванович.И он понял: этим ребятам нужна не рыба, а удочка, их физические недостатки нужно компенсировать другими умениями.Тогда здесь жили 120, как считалось, богом забытых инвалидов – слепых и детей из неблагополучных семей, ребят с проблемами зрения родители отдавать сюда просто опасались. Как поступил Батищев? Привел в интернат своего единственного сына, который как раз должен был пойти в первый класс. Этот поступок – что, он враг своему ребенку? – переменил общественное мнение. Кстати, надо ли удивляться, что тот самый младший Батищев, ныне Дмитрий Игоревич, в свои 26 лет тоже директор детдома, кстати, на малой родине отца – в маленьком городе Грязи.Взяв на вооружение опыт передовых коллег (которых, надо признать, были единицы), Батищев-старший перестроил всю воспитательную и учебную систему школы. Заключил договоры с Кисловодским медицинским и Курским музыкальным колледжами о допрофессиональной подготовке своих выпускников как их будущих абитуриентов. В итоге стала выстраиваться ни на что не похожая модель качественно нового учебного заведения, сочетающего в себе школу-интернат, детский сад, детский дом, реабилитационный центр для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Сейчас в школу-интернат входит 10 структурных подразделений, в том числе два шикарных круглогодичных загородных лагеря для реабилитации и медицинский блок с современнейшим оборудованием.Коллег и подчиненных Батищев подобрал таких же, как сам, чувствующих личную ответственность за каждого, которая не заканчивается с выходом ребят из стен интерната. Взять хотя бы его заместителя по УВР, заслуженного учителя России Галину Ивановну Горбунову, которая тоже, как и он, пришла из профтехобразования. Она знает все про всех. Вот «свежий продукт успешной социализации», как с юмором говорит о себе 17-летний выпускник Сергей Бочаров.- Сережа – ребенок-сирота, у нас с 7 лет, – рассказывает о нем Галина Ивановна. – Сейчас он учится на 1-м курсе истфака Липецкого госпедуниверситета, заседает в молодежном парламенте и участвует во всех круглых столах областной администрации. Руководил детским пресс-центром на финале «Учителя года-2012» в Липецке. А как поет!Однокурсники Бочарову даже завидуют – не каждому удается жить столь интересной жизнью, а он, несмотря на все возможности успешной карьеры, собирается вернуться в интернат педагогом.- Школа – это мой родной дом, – пожимает плечами умный юноша в толстых очках. – Школа мне столько дала, да и традиция такая у нас есть – возвращаться.Одних педагогов из своих здесь уже 23 человека (еще один профиль интерната – «Школа вожатского мастерства», которое ребята отрабатывают в загородных лагерях интерната), 5 врачей-массажистов.И Сережа не единственный «выставочный экземпляр». Здешние ребята по многим показателям «бьют» своих здоровых сверстников. Ну ладно в отношении культуры – в областных фестивалях и смотрах школьной самодеятельности они ниже 3-го места не опускаются, так еще и в… спорте. Здесь небывалое количество чемпионов и призеров соревнований российского и международного уровней среди инвалидов.Но может быть, ценнее вот эти цифры, говорящие об общей картине: ежегодно более 70% выпускников школы поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, более 10% – в профессиональные училища. Остальные не сидят дома, а работают, в том числе работают в школе-интернате воспитателями, учителями, психологами, музыкальными работниками, рабочими по обслуживанию зданий.- У нас никто с протянутой рукой не стоит, – докладывает нам Игорь Иванович. – Каждый в школе получает навыки, позволяющие зарабатывать себе на жизнь. Увы, круг специальностей для инвалидов не так широк, так что идем от жизни: слепые массажисты очень востребованы, так же как и музыканты.Один из ярких примеров – инвалид I группы, золотой медалист Алексей Геращенко. Известный саксофонист, он сам пишет, аранжирует музыку, говорят, поет тоже потрясающе. Выступал с Монсеррат Кабалье на Соборной площади Кремля. Женился, купил на свои заработанные деньги 2-комнатную квартиру, когда приезжает в Липецк, у него всегда полные залы.Даже кружки здесь носят практическую направленность – их более 40 – не просто для того, чтобы время ребят занять и моторику рук развить, а чтобы научить их штучной работе, которая всегда поможет подзаработать. Батик, плетение соломки, валяние шерсти, керамика, написание картин и икон – список можно продолжать очень долго. И все это не жалкие поделки, а яркие, оригинальные, тщательно исполненные произведения искусства. Удивительно, но все картины воспитанников интерната наполнены живыми, пульсирующими, радостными цветами.- Да, французы тоже поражались ярким краскам, – соглашается заслуженный учитель России, руководитель изостудии школы Вячеслав Михайлович Канищев. – А в Совете Федерации, где мы проводили выставку, сказали, что наши картины должны увидеть во всех регионах страны.Театр «Паяц» – еще одна гордость школы, победитель и дипломант многих театральных фестивалей. Смешливая красавица, оказавшаяся руководителем студии, Екатерина Пастухова говорит о своих с нежностью и восхищением:- Вот Кристина Галушкина, когда она малышкой играла ангела, люди плакали, потому что от нее какой-то свет шел. Вот Сережа Печерских, который получил приз за лучшую мужскую роль в театральной постановке на «Кинотаврике» в 2009 году, а Дина Войтенко – редкий талант, хотя здесь все ребята способные, правда, я ее уговариваю не становиться профессиональной актрисой, уж слишком ненадежная профессия.Кажется, в липецком интернате все талантливые, красивые, умные и… счастливые. Много улыбаются.- Они у нас забывают про свою инвалидность, – соглашается Батищев. – Более того, здоровые дети иногда чувствуют свою беспомощность рядом с ними. Мы же продаем путевки в наши лагеря и обычным ребятам, там они живут вместе с нашими и видят: слепые встают, убирают постель, умываются, ноги моют, стирают – все сами. А домашние дети этого не могут! И они сами становятся другими. Многие ребята очень сдруживаются и потом общаются.Это ли не лучший аргумент в пользу умной инклюзии? А чтобы охватить тех, кому трудно посещать школу-интернат, – как правило, ребятам с ДЦП, – в интернате пошли на создание дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области, в котором работает, между прочим, и учитель года-2011 Алексей Овчинников.«Дом, который построил Батищев», конечно же, держится прежде всего на его вере, энергии, харизме. И он поистине не только менеджер (и обладатель одноименной российской награды за 2007 год) и стратег (недаром он председатель Российского совета директоров школ-интернатов для детей с нарушениями зрения), но и главное – народный учитель, официально и по мнению педагогическо-родительско-ребячьего сообщества.Казалось бы, зачем в лихие 90-е сдался успешному человеку интернат?- Я простого крестьянского происхождения, – признается наш герой. – Всегда хотел быть материально обеспеченным, но и работу такую найти, чтобы идти на нее как на праздник, чтобы душу вкладывать.Нашел… Когда мы уже затемно покидали стены школы, в пустынном фойе под фотографиями сцен из жизни интерната увидели девочку, игравшую на баяне.- Игорь Иванович, а у меня сегодня день рождения, – со счастливой улыбкой поделилась она.- Поздравляю, Настя! Зайди ко мне обязательно, – обнял ее директор.- У меня для всех ребят есть подарки, – подмигнул он нам. – Я даже бороду отпустил, как Дед Мороз…Достижения учеников школы-интернатаНиколай ОРЛОВ, выпускник, в 2009 году первым среди незрячих спортсменов России покорил Эльбрус (5642 м), а в 2010-м поднялся на пик Воробьева (5780 м).Команда велосипедистов в 2009 году совершила велопробег Липецк – Сочи (1500 км).Сергей БОЧАРОВ в 2010 году стал стипендиатом президентской премии в рамках ПНП «Образование» в номинации «Талантливая молодежь».Школьный театр «Паяц» в 2010 году получил Национальную детскую премию, а участница театрального коллектива Дина ВОЙТЕНКО стала ее лауреатом.Ирина ГЛАЗКОВА в 2011 году стала чемпионкой России по велоспорту.Анастасия ЛАЕВА стала лауреатом президентской премии в 2011 году.В 2011 году школа внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».За последние 5 лет школу с медалью «За особые успехи в учении» окончили 10 человек.
Комментарии