В наши дни разве только ленивый не говорит о том, что молодежь совсем не читает, у нее нет никакого интереса к книгам, что старшеклассники не могут осилить и двух страниц текста произведений русских классиков. Действительно, с подобными высказываниями трудно не согласиться, особенно когда ты преподаешь словесность в колледже.
Нет смысла долго искать причины возникших проблем, связанных с отсутствием интереса у студентов к чтению, они давно уже все на поверхности, также нет смысла и бороться с этим явлением, так как борьба еще больше отбивает желание читать. Означает ли это, что мы, словесники, должны опустить руки? Думается, стоит пересмотреть некоторые подходы к преподаванию литературы в старших классах, чтобы исправить, точнее, подкорректировать ситуацию, обратив внимание учащихся на новую и еще неизведанную ими область – область человеческой души, другими словами, психологию личности. И здесь как нельзя лучше на помощь приходит русская классическая литература. Именно ее-то в большей мере не смогли убрать из школьной программы советских времен специалисты, потому что не было никаких вариантов замены истинного на ложное… Невозможно воспитать личность без основ классической литературы, так как именно она способна оказывать огромное влияние на разум и душу человека, особенно если речь идет о формировании личности подростка.
Многие словесники, да и родители, меня поймут, если скажу, что преподавать литературу учащимся с низкой мотивацией очень сложно, но нет ничего невозможного. Здесь на помощь приходят методы и приемы изучения художественных произведений. Хочу поделиться некоторыми педагогическими наработками в этой области на примере изучения творчества Ф.М.Достоевского на первом курсе по образовательной программе СПО.
Феномен Достоевского заключается в том, что этого величайшего писателя и философа прекрасно знают и разбирают на цитаты иностранцы, в то время как у нас творчество классика совершенно не пользуется популярностью не только у старшеклассников, но и у старшего поколения. Говорят, что Достоевский сложный и во многом непонятный, что читать его мучительно трудно. Откуда весь этот набор клише, до сих пор не понимаю.
Итак, чем сложнее, тем интереснее доказывать обратное.
Приступая к изучению творчества Достоевского по программе среднего профессионального образования, мы имеем всего четыре – шесть часов аудиторных занятий плюс два часа на внеаудиторную самостоятельную работу. Давать Достоевского обзорно – это преступление! Всегда хочется достичь более глубокого анализа творчества писателя. Планируя формы организации процесса литературного образования обучающихся колледжа, важно верно выстроить взаимодействие между внеаудиторной и урочной деятельностью – спланировать часы внеклассной работы с учащимися и включить средства дополнительного образования. И тогда появляется прекрасная возможность в разы увеличить часы, отведенные программой для изучения выбранной темы.
Невозможно привлечь внимание к автору и разжечь интерес обучающихся к прочтению художественного произведения, если они не знают биографии писателя. С какой стати им тратить свое личное время на чтение романа, написанного еще в XIX веке? Что нового для них может открыть писатель-классик, который, как им кажется, давно уже находится вне современных понятий и отношений? Почему они должны верить написанному и брать за основу то, что называют непреходящими ценностями? Подобные вопросы возникают у большинства наших обучающихся. Доказывать обратное приходится на практике.
На уроках мы внимательно изучаем биографию писателя. Особенно те страницы жизни, которые наполнены трагизмом, а таких у Достоевского было немало. Из частных писем писателя мы узнаем о событиях, связанных с казнью петрашевцев, через которую прошел и сам писатель. Работая с его письмами, мы понимаем, как складывалась история написания романа «Преступление и наказание», ведь многое в его произведении переплетено с биографией. Находя подтверждение в тексте, учащиеся с интересом приступают к обсуждению проблем, заявленных автором в романе, а участие в различных формах дискуссии дает им возможность почувствовать себя людьми взрослыми, имеющими право на свою точку зрения по определенному вопросу. Так, постепенно мы подходим к тому, что времени, отведенного на урок, становится мало, а вопросы все не заканчиваются, поэтому учащимся предлагается проектно-исследовательская работа, направленная на более детальное знакомство с творчеством этого писателя.
Редко упоминается о том, что детство писателя было одним из самых светлых и счастливых этапов его жизни. Эти годы связаны с имением Даровое, в котором семья проводила летние месяцы. Именно Даровое оказало колоссальное влияние на формирование личности писателя и его мировоззрение. Во многих художественных текстах Достоевский обращается к этим страничкам памяти: роман «Бедные люди» – воспоминания Вареньки в ее письмах к Макару Девушкину; рассказ «Мужик Марей» – встреча маленького героя произведения с крепостным мужиком, благодаря которой изменились взгляды ребенка; романы «Бесы», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» и еще некоторые произведения отражают воспоминания детства Ф.М.Достоевского.
Уже второй год в отделении «Реставрация и деревообработка» ГБПОУ «26 КАДР» живет и развивается исследовательский проект «Даровое – земля Достоевского». Это место связано с детством писателя, со светлыми и красочными воспоминаниями. О Даровом не так много написано, научного материала крайне мало, тем интереснее становится работать в этом направлении.
Исследовательский проект изначально был ориентирован на студентов первого курса, осваивающих специальности «реставрация» и «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Тема нашего исследования – «Даровое в жизни и творчестве Ф.М.Достоевского сквозь призму художественно-реставрационного подхода».
Объект исследования – архитектоника усадьбы Даровое, отраженная в творчестве Достоевского.
Предмет исследования – воспоминания, письма семьи Достоевских как художественное наследие.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе выявления наиболее важных реминисценций, связанных с даровским периодом жизни Ф.М.Достоевского, посредством изучения мемуарной и научно-биографической литературы, художественного творчества и рукописного наследия писателя способствовать воссозданию исторического облика архитектурной среды (интерьерного и экстерьерного планов выражения) родового имения писателя.
На этапе анализа текстов студенты выполняют зарисовки, стараясь точно отразить детали композиционного построения сюжета, относящегося к даровскому периоду. Такая работа способствует визуализации прочитанного ими фрагмента.
Поскольку эта тема еще относительно новая в преподавании литературы, мы обратились за помощью к специалистам. Так, нашими консультантами стали Д.А.Богач, к. ф. н., старший научный сотрудник ЮУрГГПУ (Челябинск), и А.С.Бессонова, к. ф. н., директор НП «Заповедное Даровое». В свою очередь мы смогли связаться и с директором музея-заповедника «Зарайский кремль» К.В.Кондратьевым, так как музей-усадьба входит в этот музейный комплекс.
В процессе работы над исследованием выяснилось, что Даровое находится только на начальном этапе восстановления и наша работа очень своевременна. А это значит, что и студенты понимают важность и ответственность своего участия в проекте.
К концу прошлого учебного года мы должны были завершить первый этап нашего исследовательского проекта организацией и проведением первой межрегиональной научно-исследовательской конференции «Достоевский – сын Москвы: истоки почвенничества». В марте 2020 года конференция прошла с успехом, по ее окончании студия ДО «Исторический театр» представила спектакль по рассказу Ф.М.Достоевского «Кроткая». Однако эпидемия спутала наши планы, и мы не смогли выехать в Даровое, чтобы закончить начатое. Студенты должны были по памяти найти и определить те места на территории усадьбы, которые им не раз уже приходилось рисовать. На поездку планировалось выделить три дня, так как участники проекта должны были еще поработать на пленэре и отправиться на экскурсию по Даровому. К сожалению, жизнь внесла свои коррективы, и наше исследование пока находится на половине пути. Но мы точно знаем, что совсем скоро, в ноябре 2021 года, сможем принять активное участие не только в праздновании 200‑летнего юбилея Ф.М.Достоевского, но и потрудиться в качестве волонтеров при подготовке к этой знаменательной дате – помочь в восстановлении самой усадьбы Даровое. В свою очередь директор НП «Заповедное Даровое» А.С.Бессонова любезно предложила организовать выставку работ наших студентов в самом музее.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность – это не только прекрасная возможность более глубокого изучения русской классики, пробуждающая интерес учащихся к чтению художественной литературы, но и прекрасная возможность привлечь внимание студентов к профессиональной области, связанной с их будущей специальностью.
Сейчас в нашей команде двадцать участников прошлого года и такое же количество вновь прибывших студентов, не говоря о заинтересованных коллегах, постоянно включающихся в активное сотрудничество с нами. Это значит, что интерес к знаниям есть, а классическая литература, как всегда, продолжает воспитывать и развивать личность каждого, кто рано или поздно обратится к ней с вопросом: «Для чего мы живем?» Требуется только найти ключ к открытиям своих учеников.
Ирина ЗАРЕМБА, преподаватель русского языка и литературы колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26
Комментарии