search
main
0

Нас и здесь неплохо кормят…”

Многие наверняка помнят эту реплику упитанного, патриотично настроенного кота из популярного мультфильма о блудном попугае Кеше. А придумал ее, как, впрочем, и весь сценарий и еще десятки сценариев к разным мультфильмам, в том числе и к такому знаменитому, как “Ну, погоди!”, Александр Курляндский, сценарист, драматург, писатель. А не так давно блудный попугай Кеша зажил новой жизнью под обложкой книги “Вы не были на Таити?”.

– Александр Ефимович, Кеша совершил перелет. Но почему в книгу, а не в мультфильм?

– Причина банальная. На фильм не нашлось денег. А на книгу, ничего кроме бумаги и серого мозгового вещества, не надо.

– Но есть хотя бы робкая надежда на возрождение нашей мультипликации?

– Одно из самых грустных впечатлений последнего времени – посещение киностудии “Союзмультфильм”. Там, где бурлила жизнь, где спорили, шутили, творили, выпивали, ныне склеп. Холодно, двери заперты, телефоны отключены. В полутемных коридорах бродят странные личности. Мне, чтобы пройти на мою киностудию, понадобился специальный пропуск. Я долго приходил в себя после этих тягостных впечатлений. И это при том, что уровень нашей мультипликации весьма высок и признан в мире. Совсем не случайно папа римский в одном из своих выступлений советовал детям показывать российские мультфильмы, проповедующие идеалы добра и нравственности.

– Сегодня западные мультики заполонили экраны телевидения, забивают видео. Можно ли противостоять этой экспансии?

– “Третья мировая война” в мультипликации оказалась нами проигранной. Мы оказались не готовы к “превентивному удару” по зрителю. Все эти черепашки-ниндзя, люди-пауки, космические и прочие негодяи легко захватили наш рынок. И потащили за собой, по хорошо отработанной схеме, комиксы, игрушки, майки, значки. Кроме морального, это еще и существенный материальный ущерб. У нас столько блестящих мастеров, столько интересных идей, персонажей, любимых нашими зрителями, а в результате наши мастера уезжают или работают на их карман.

– А что мешает нам действовать по этой же схеме?

– Те люди, к которым я обращался, привыкли делать “короткие деньги”. Им проще дать кредит под соответствующие проценты, чем думать о “длинных деньгах”. Еще, видимо, не родился тот человек, который захотел бы вложиться в мультипликацию. К тому же в кризисные моменты как-то не до мультфильмов.

– Но если с кино не получается, может быть, на телевидении удача улыбнется?

– По заказу Театра им. Образцова пишу пьесу о телевидении. Всегда ведь интересно узнать по ТВ, кто нанес бомбовый удар, а кто перенес солнечный, кто снял новый фильм, а кто брюки с президента, или, скажем, отгадать, в какой букве спрятан ключ от форта Байяр. Я уж не говорю “про то и про это”. Оказывается, “то” – это вовсе не “то”, а “это”… Это мы раньше думали, что “то” – это “то”. Оказалось, наоборот. “Это”! Вот, что настоящее “то”.

– Это пародия?

– Да, на телевизионные жанры, на штампы, на то телевидение и на это. А пока суд да дело, я написал книжку, где действуют знакомые Волк и Заяц и еще один страшно не симпатичный Волк, но это другая история, и называется она “Ну, погодите! или двое против одного”. И еще одну книжку “А нас и здесь неплохо кормят” про того самого Кота, который в мультфильме о Кеше произносит эти слова. На очереди рассказ о Вороне, которая первая оценила неуемный талант Кеши. Есть планы создания полнометражного анимационного фильма по мотивам сериала “Ну, погоди!” (режиссер В. Котеночкин).

– Неужели наступит наконец примирение между Зайцем и Волком?

– Между прочим, попытка подружиться с Волком у Зайца была, хотя тот основательно отравлял жизнь Зайцу. Был отпетым хулиганом. Всю жизнь учился в третьем классе, а курил с первого. И Заяц как-то грустно задумался, отчего это Волк его не любит, что он такого плохого ему сделал? Спрашивал папу с мамой, но те от прямого ответа уходили и советовали хорошо учиться. И однажды Заяц решил сам поговорить с Волком. Купил ему пачку сигарет с одногорбым верблюдом и, встретив его, протянул ему пачку. Это, говорит, вам, курите. Волк сигареты взял, но посмотрел на Зайца как-то нехорошо. А потом спрашивает: “А знаешь ты, что курить вредно?” “Знаю”, – отвечает Заяц. “Знаешь, а мне, значит, подсовываешь? – говорит Волк и продолжает нехорошо смотреть на Зайца. – Хочешь, чтобы я ноги протянул?!” “Что вы! – испугался Заяц. – Просто я хочу с вами подружиться!” “Подружиться? – усмехнулся Волк. – Тогда закуривай, братан”. И протягивает ему пачку сигарет. “Мне рано, – испугался Заяц. – Мне мама не разрешает”. “А я разрешаю, – говорит Волк. – Кури!” И подносит к носу Зайца зажигалку. Заяц затянулся и вдруг как закашлялся! Горящая сигарета угодила прямо в Волка, осыпав его искрами… Ну сами понимаете, какая у них после этого могла быть дружба.

– Странное дело: смотришь мультфильмы застойной поры – и нет ощущения, что их создатели испытывали на себе влияние идеологических инстанций.

– Конечно, мультфильм не “Архипелаг “ГУЛАГ” и неловко было бы даже сравнивать. Но доставалось и нам. Скажем, в мультфильме “Возвращение блудного попугая” Кот выходит на крыльцо с баночными сосисками (тогда их у нас не продавали) и произносит фразу о том, что их и здесь неплохо кормят. Вот эти баночные сосиски кому-то из начальства стали поперек горла. Пришлось пойти на хитрость: опустить эти сосиски в маленькое ведерко, намек на баночные… А сколько было претензий по сериалу “Ну, погоди!” Почему Волк курит? Почему вы только смешите? А где разумное, доброе, вечное? Мы отвечали, что разумное, доброе и вечное – это остальной наш советский кинематограф, а мы только смешим.

– А скажите, из какого сора растут веселые сюжеты?

– Вот один пример. Дело было в Одессе, куда мы с женой приехали погостить у родственников. Как-то возвращаемся с пляжа – а в город надо было добираться на катере, – у сходней толчея, крики, шум, и тут появляется некий малый в брюках и голый до пояса. В таком виде его ни за что не хотят пускать на борт. Юг, лето, пляж, но тем не менее не пускают. И неожиданно некий просверк в моем сознании: я эту ситуацию додумываю по-своему. Позже она воплотилась в “Фитиле”. Если помните, в одном из сюжетов пожилой контролер ни за что не хотел пускать на катер голого до пояса парня, шло долгое препирательство, и наконец парень говорит: “А если майку надену, пропустите?” “В майке, – говорит контролер, – совсем другое дело”. И тут парень рывком натягивает майку, и во весь экран зрители видят изображенную на ней голую девицу. Снимали мы это в Гурзуфе.

– Вы начинали как писатель-сатирик?

– Настоящим сатириком я был в школе, когда издавал рукописный журнал “Клизма”. Девиз его звучал так: “Клизма прочищает запоры и застои в мозгах людей!” Журнал был в единственном экземпляре и ходил по рукам. Успех был грандиозный. Еще бы! Карикатуры и эпиграммы на учителей. Однажды, когда один из моих читателей слишком громко захохотал на уроке, журнал попал в руки классной руководительницы. Последствия можете себе вообразить. Тогда я и вынес урок, что значит ссориться с властью.

– Никогда не возникала охота к перемене мест?

– Особой охоты никогда не испытывал. Всю жизнь живу в Москве в одном районе и с одной женой. А если серьезно, то здесь я знаю людей, чувствую их, а там, за бугром, нет.

Александр СИРОТА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте