Педагогическая общественность мира озабочена ростом насилия и агрессии в школе. Во многом она проистекает из-за роста агрессии в мире, большего показа насилия на телевидении и в Интернете, а также жестких и жестоких компьютерных игр. Всемирный доклад «Насилие по отношению к детям», составленный несколько лет назад, выявил несколько основных видов насилия: физическое и психологическое наказание; запугивание; сексуальное насилие; внешнее насилие в регионе: влияние криминальных структур, военные действия, применение оружия, конфликтные ситуации. ЮНЕСКО подготовило руководство для учителей, в котором предлагаются десять мер по пресечению насилия в школе, а также практические примеры их реализации.
Некоторые из них являются базовыми, учителя могут сразу же использовать их в своем классе. Это применение конструктивных дисциплинарных мер, отказ от физического наказания провинившихся. Для реализации других потребуется помощь сотрудников школы и родителей. К ним относится, например, внедрение механизмов обеспечения безопасности в школе.Для каждого из этих десяти шагов предлагаются виды деятельности для работы в классе, которые педагог может предложить своим ученикам. Цель этой работы в классе – помочь учащимся создать более гармоничные отношения с одноклассниками и учителями. Учитель может предложить проблему для обсуждения в классе, а также такие творческие формы работы, как ролевые игры или конкурс плакатов по теме. Предлагая ученикам конкретные рекомендации к заданиям по темам, можно оживить общение между учителем и классом.Предложенные десять форм работы учителей и учащихся не являются панацеей предотвращения насилия в школе. Они просто могут помочь создать ненасильственную культуру школьной жизни и должны быть адаптированы для каждой конкретной школы в процессе непрерывного сотрудничества учителей, учащихся, школьной администрации, местной общественности и родительских организаций. Позитивная атмосфера в школе без наказаний и актов насилия обеспечивает права всех находящихся в школе, как учащихся, так и учителей.Остановить насилие в школе – десять форм работы1. Боритесь за всеобъемлющий подход к проблеме, привлекайте учащихся, преподавателей, родителей и местную общественность.В процессе общения с директором школы, коллегами, учащимися, родителями и представителями общественности добейтесь общего видения проблемы проявлений насилия в вашей школе. Одни только учителя не могут противостоять этим явлениям в жизни школы. Школьное сообщество должно недвусмысленно показать всем, что насилие, сексуальные домогательства, запугивание других и нетерпимость неприемлемы в школьной жизни.Найти решение проблемы значительно проще, если все будут понимать, какие формы принимает насилие и как оно воздействует на людей. Привлекая к сотрудничеству работников здравоохранения, правоохранительных органов, бизнесменов и общественных активистов, создайте план мероприятий по борьбе с проявлениями насилия в школе. Программа по предотвращению насилия, разработанная при активных консультациях и взаимодействии с другими заинтересованными лицами, имеет больше шансов на успех, чем программы, созданные одним замкнутым коллективом профессионалов.Определите, как можно уменьшить факторы риска в вашей школе, например, улучшив освещение школьных помещений или обучив ваших учащихся навыкам мирного решения конфликтов. Уменьшение количества возможных конфликтных ситуаций, обучение детей навыкам предотвращения их – важные действия для создания безопасной атмосферы в школе.Работа в классе. Попросите ваших учеников обсудить друг с другом, своим учителем, тьютором или психологом проблему насилия в школе. Кто и каким образом становится жертвой насилия? К кому в школе и вне ее стен вы можете обратиться за помощью? Составьте список людей и организаций, которые могут оказать помощь по предотвращению насилия в школе, и обсудите, как вступить с ними в контакт.2. Пусть ваши ученики станут вашими помощниками в борьбе с насилием.Включите изучение прав человека и обучение в духе мира в программу обучения. Расскажите ученикам об их правах, а также о правах их ровесников, учителей, членов их семей, соседей. Рассказывая о правах человека и правах детей, используйте такие средства обучения, как истории по теме, дебаты, ролевые игры, игровые занятия, обсуждение текущих событий. Все это поможет учащимся развить навыки анализа и применить свои знания о правах человека в реальной жизни своей школы и вне ее стен.Используйте в своей работе адаптированные для детей тексты Всемирной декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в бумажном и электронном формате. В обоих документах говорится о праве каждого человека на получение образования, о праве каждого расти и учиться в безопасном окружении. Обсудите с учащимися оба эти документа и попытайтесь сделать так, чтобы в вашем классе дети понимали, соблюдали и уважали права каждого из своих одноклассников.Пусть ваши дети сформулируют права и обязанности учащихся в классе. Попросите их составить кодекс поведения с учителем. Какие действия можно считать допустимыми, какие мешают другим или разделяют коллектив, какие действия помогают вам учить, а детям учиться в спокойной и мирной обстановке? Составление кодекса правил поведения друг с другом позволит учащимся более четко понимать права и обязанности каждого и будет способствовать активному участию учащихся в борьбе с насилием в школе.Работа в классе. Обсудите с вашими учениками, что можно называть проявлением насилия и что им не является. Какие конкретные права не соблюдаются при актах насилия? Дискуссии, экскурсии, ролевые игры, обсуждение историй помогут повысить уровень понимания проблемы прав человека и различий между людьми, воспитать уважение к ним.3. Применяйте конструктивные дисциплинарные техники и методики.Правила поведения в классе должны быть позитивны, информативны и лаконичны.После того как правила поведения в классе определены, проследите, чтобы составленный список не содержал более пяти или шести правил, при этом формулировки должны быть простыми и по существу. Правила поведения должны быть по возможности сформулированы позитивно, а не в запрещающем ключе, то есть должны ясно указывать ученику, как себя вести, а не то, как не нужно поступать. Убедитесь, что эти правила не противоречат общешкольным.Используйте методы позитивного поощрения.Поддержать конструктивное поведение можно зрительным контактом с учеником, кивком головы, одобрительной улыбкой. Добавочные пять минут к игровому времени в конце дня также могут служить одобрением. Похвала ученику перед всем классом – сильное средство поощрения правильного поведения. Вы можете провести номинацию на Лучшее поведение на этой неделе и поместить фамилии номинированных учеников на видном месте в классе. Поощрение должно быть оперативным и приятным ученику.Методы дисциплинарного воздействия должны воспитывать, а не наказывать. Когда вы делаете замечание учащемуся, делайте акцент на его неправильном поведении и его последствиях, но не на личности ученика. В зависимости от характера его плохого поступка могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:- отведите время после занятий или на перемене для того, чтобы обсудить с учеником его плохой поступок, причины произошедшего и что надо сделать, чтобы исправить результаты поступка;- потребуйте от ученика, чтобы он извинился;- пересадите его;- вызовите родителей в школу или сами навестите их;- оцените серьезность ситуации, и если это вам кажется необходимым, отправьте учащегося к директору.Работа в классе. Предложите ученикам создать клуб противников насилия. Вы можете помочь им спланировать мероприятия клуба по проведению кампании «За мир и безопасность каждого на территории школы».4. Проявляйте активные и эффективные усилия, для того чтобы остановить акты запугивания учеников (bullying).Сформулируйте вместе с учителями, представителями учащихся, администрации школы и общественности определение актов запугивания, для того чтобы все одинаково понимали это явление. Запугивать на физическом уровне означает ударить, толкнуть, придушить, щипать и т. п. На вербальном уровне – угрожать, дразнить, издеваться, оскорблять, бойкотировать.Всегда реагируйте на акты вербальной и физической агрессии. Ваша реакция может быть мягкой, но демонстрируемой постоянно, при этом серьезность наказания при повторяющейся агрессии должна возрастать. Ваши действия должны следовать немедленно за актом агрессии, быть понятными и ожидаемыми для всех учащихся.Среди наказаний могут быть лишение свободного времени, обед отдельно от одноклассников, запрещение участвовать во внеклассных мероприятиях вместе с другими учениками.Попросите педагогов-воспитателей, тьюторов, психологов и школьных администраторов провести беседы с агрессивными учениками наряду с применением мер наказания по отношению к ним.Поддержите учеников, подвергающихся запугиванию хулиганами. Посоветуйте им поговорить с воспитателем или психологом, посоветуйтесь с родителями, учащимися и администрацией о том, как защитить таких учеников от повторяющихся нападений.Убедите учеников, которые стали свидетелями актов насилия, что о них надо сообщать взрослым, помогайте жертвам, боритесь с нарушителями. Одним из путей решения проблемы могут быть программы примирения и решений конфликта одноклассниками, которые научат учащихся поддерживать друг друга, сообщать об увиденных актах насилия взрослым и находить пути разрешения возникающих конфликтов.Выражайте одобрение и поддерживайте тех учащихся, которые помогают друг другу в борьбе с угрозами и запугиванием. Очень важно обеспечить защиту от мести тем ученикам, которые сообщают учителям об увиденных проявлениях насилия.Работа в классе. Обсудите с вашими учениками, что можно назвать насилием и что им не является. Какие, в частности, права личности нарушаются актами насилия? Обсудите с учащимися, как защитить права личности в школе, обеспечить уважение и признание права на непохожесть, например, посредством проведения дискуссий, экскурсий, игр, ролевых игр и устных рассказов.5. Закаляйте ваших учеников психологически и помогите им справляться с вызовами, которые ежедневно ставит перед ними жизнь, со стрессами и враждебным отношением к себе, помогите им построить позитивные отношения с одноклассниками. Возросшая психологическая сопротивляемость уменьшает насилие, а также вред, наносимый актами агрессии, уменьшает вероятность стать их жертвой. Учителя сами, демонстрируя социальное, дружественное, конструктивное поведение, показывают пример своим ученикам и укрепляют их психологическую устойчивость, показывая им, что можно позитивно отвечать на вызовы жизни, находя альтернативные решения. Такой учитель послужит ролевой моделью при формировании у детей позитивных, бережных отношений друг с другом.Включите вашу школу в Программу обучения в духе мира для развития у детей умения разрешать конфликтные ситуации. Программы обучения в духе мира дают возможность учащимся распознавать проявления насилия, развивают их способность конструктивно отвечать на насилие и показывают альтернативы агрессивным действиям.Содействуйте созданию в вашей школе программы психологической помощи. Психологи могут поддержать учащегося, переживающего трудности, и вмешиваться в сложные ситуации, предотвращая возникновение конфликтов. Они могли бы помогать учителям, администрации и ученикам предотвращать конфликты следующими действиями:- выступать посредниками в ситуациях, которые могут породить проявление насилия;- помогать достижению мирных решений до того, как стороны перейдут к физическому насилию;- работать как с жертвами, так и с инициаторами насильственных действий, оказывать им психологическую помощь;- инициировать и развивать программы по борьбе с такими проблемами, как запугивание сверстников, наркомания и организованная преступность.Организуйте со своими учениками игровое занятие по предотвращению конфликтов. Предложите ученикам ролевую игру, например: Что произойдет, если к вам пристанет хулиган? Что вы будете делать? Создавая ситуации, близкие к реальным, ваши ученики могут научиться преодолевать стрессовое состояние в незнакомых или сложных ситуациях. Предложите детям игры, в которых они будут чувствовать себя в новой роли, например в роли жертвы; тогда они смогут проявить сочувствие к людям, попавшим в беду. Спросите своих учеников, что они почувствовали в этой ситуации и как ее можно разрешить.Пусть ваши ученики знают, что акты насилия, пусть даже они кажутся незначительными, не останутся ненаказанными. Применяя меры дисциплинарного воздействия к агрессорам в школе, вы подаете ученикам ясный сигнал – такое поведение и неуважение к правам личности в школе неприемлемы.Работа в классе. Проведите со своим классом ролевые игры, в которых они сталкиваются с насилием. Пусть ваши ученики обсудят каждый из проигранных конфликтов и пути мирного разрешения таких ситуаций.6. Будьте позитивным примером для своих учеников в отношении к сексуальному и гендерному насилию.Помните о гендерных предрассудках; они причина гендерной дискриминации. Иногда учителя воспринимают мальчиков иным образом, чем девочек. Например, некоторые считают, что мальчики по природе своей умнее и успешнее в математике, а девочек воспринимают как тихих трудолюбивых исполнительниц. Ломайте эти стереотипы и разницу в ожиданиях по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Обращайте внимание в классе на проявление сексизма и посоветуйте своим коллегам делать так же. Ведь мальчики также могут являться как агрессорами, так и жертвами сексуального насилия, не фокусируйте внимание только на девочках – жертвах такой агрессии.Убедитесь, что ваши отношения с мальчиками не отличаются от отношений с девочками. Меньшая частота или качество общения учителя с девочками может понизить их самооценку и уверенность в себе, что может в свою очередь увеличить вероятность того, что они станут жертвой. Одним из способов поддержать девочек в их желании участвовать в жизни класса может быть разбиение класса на дискуссионные группы так, чтобы девочки составляли большинство в какой-то группе или группах. Девочки обычно чувствуют себя более свободными при выражении собственного мнения среди других девочек.Инициируйте в вашей школе программу тренинга для учителей, учащихся и жителей микрорайона по изучению проблем, связанных с сексуальным и гендерным насилием, и способов их решения. Тренинг должен ознакомить участников с существующими гендерными предрассудками, лежащими в основе гендерного насилия, и показать связь насилия по отношению к девочкам в школе с низким процентом девочек, посещающих школу и оканчивающих ее. (Это в первую очередь касается стран с низким уровнем развития и доходов жителей. – Прим. пер.)Сделайте так, чтобы в вашей школе и районе признали необходимость защиты девочек и женщин на территории школы. В конфликтных и постконфликтных ситуациях девочки и женщины особенно часто подвергаются насилию, вызванному конфликтом. Способствуйте тому, чтобы коллектив учителей научился справляться с проявлениями сексуального и гендерного насилия, а также увеличению числа женщин в управляющих структурах школы.Персонал школы, подготовленный распознать гендерное насилие и поддержать жертву такого насилия, повышает уровень защиты от агрессии. Присутствие женщин в администрации школы усиливает степень поддержки жертв и способствует выявлению актов гендерного насилия.Нарушьте заговор молчания. Говорите открыто о насилии, обратитесь к механизмам оповещения. Требуйте от коллег и учеников сообщать имена инициаторов насилия как в школе, так и вне ее стен.Работа в классе. Потребуйте от своих учеников, чтобы они не оскорбляли и не дразнили друг друга, особенно по поводу половых различий. Все мы разные, но все мы равные!7. Боритесь за создание механизмов обеспечения безопасности в вашей школе.Способствуйте созданию в школе авторитетной администрации и эффективного школьного управления. Исключительно важно, чтобы они совместно с учителями и образовательными органами разработали и внедрили меры по пресечению проявлений злоупотребления властью, пресечению насилия в его начальной стадии и создали атмосферу уверенности и безопасности в школах.Способствуйте созданию в вашей школе кодекса поведения, основанного на уважении прав человека, который признавал бы право каждого учиться и учить в безопасной школьной атмосфере, приветствовал бы информирование о незамеченных актах агрессии, право на участие в выработке решений по борьбе с насилием.Серьезно относитесь к жалобам ваших учеников на насилие и постоянно следите за тем, чтобы они чувствовали себя в школе хорошо. Это значит, что вы должны серьезно относиться к тому, что ученик говорит, и не преуменьшать серьезность ситуации.Работа в классе. Предложите провести ряд дискуссий с участием педагогов, учеников, администрации школы, педагогов-наставников с целью выработки школьного кодекса поведения, обязательного для всех в школе.8. Создавайте в школе места для безопасного пребывания школьников.Узнайте у школьников, где в школе безопасно находиться, а где быть, по их мнению, рискованно. Администрация школы должна быть в курсе, где в помещении школы имеются темные закоулки, плохо освещенные места, неконтролируемые лестницы и туалеты, в которых ученики находятся под угрозой сексуального или физического насилия. Обратите внимание на необходимость организации защищенных и безопасных туалетных комнат для девочек и женщин. Одна из простых, но важных причин, почему девочки не посещают школу, – отсутствие безопасных и чистых туалетов и других помещений, где девочки могут уединиться.Совместно с администрацией сделайте безопасными для пребывания спортивные площадки школы, обеспечьте присутствие на них взрослых для присмотра за учащимися. Школьники нуждаются в безопасных местах на территории школы, где они могли бы играть на переменах и после занятий.Работа в классе. Инициируйте в школе кампанию по определению мест, плохо освещенных или просто опасных.9. Получите навыки предотвращения конфликтов и их мирного решения, передайте эти знания своим учащимся.Пройдите курс тренинга по мирному разрешению конфликтов и по управлению классом на основании принципов соблюдения прав человека. Узнайте у директора школы или в местных органах управления образованием о действующих тренингах по этой теме.Попытайтесь на практике применить приемы примирения конфликтующих сторон и научите ваших учеников, как решать возникающие у них конфликты.Научите детей навыкам ведения переговоров, а это означает:а) определить причину возникновения конфликта (О чем мы спорим? Как возник этот спор?);б) обменяться мнениями и предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что…»);в) уметь увидеть ситуацию с разных точек зрения (например, провести ролевую игру или дискуссию);г) найти вариант решения, при котором обе стороны могут остаться довольны («Давай сделаем сегодня, как ты хочешь, а завтра – по-моему, и посмотрим, что окажется лучшим решением»);д) найти разумное решение конфликта.Научите детей быть посредниками в конфликтах одноклассников и находить конструктивное решение конфликта.Предложите ученикам проблему, которая могла послужить или послужила причиной конфликта между двумя вашими учащимися. Пусть два ученика создадут ролевую игру по проблеме, попросите третьего ученика помочь его одноклассникам прийти к соглашению. Посоветуйте этому третьему ученику при поиске разумного компромисса в конфликте использовать свои знания о спорящих и о предмете спора.После того как все ученики получат навыки ведения переговоров и посредничества в спорах, назначайте на каждый день двух учеников, желательно мальчика и девочку, официальными посредниками/миротворцами. Пусть все ученики в классе попробуют себя в этой роли, для того чтобы убедиться, что все хорошо усвоили эти навыки. Назначенные посредники должны решать любой возникающий конфликт, который не могут решить его участники.Работа в классе. Помогите вашим детям научиться быть посредниками в конфликтах одноклассников. На каждую неделю назначайте в классе миротворца, таким образом все ученики в классе смогут научиться и применить полученные навыки решения конфликтных ситуаций и умения вести переговоры.10. Выявляйте случаи проявления насилия и дискриминации по отношению к ученикам с ограниченными возможностями, представителям национальных меньшинств и других маргинальных групп.Возможно, вам придется объяснить вашим ученикам, почему некоторые дети ведут себя особенным образом, имеют трудности в обучении, а также при занятиях спортом и других видах физической активности. Причиной этого могут быть умственные, познавательные и физические ограничения. В разговоре с учащимися подчеркните, что все ученики в классе отличаются друг от друга, и это делает их уникальными личностями. Необходимо уважать непохожесть. Каждый имеет право на уважение к себе такому, какой он есть. Аналогичную беседу, возможно, будет необходимо провести с родителями и коллегами.Постарайтесь понять, с какими предубеждениями и предрассудками вы и ваши ученики приходите в класс. Попросите ваших учеников критически оценить свои предубеждения и стереотипы, которые могут определять их отношения с одноклассниками, отличающимися от них. Создайте модель поведения, которую вы хотите привить своим ученикам.Сразу же реагируйте на дискриминационные высказывания учеников. Объясните детям, что слова могут глубоко ранить человека. Обращайте внимание на проявления физического насилия, пусть даже и малого, которое может сопровождать дискриминационные и расистские высказывания детей.Изучите содержание учебной программы и учебников. Посмотрите, развивают ли учебные материалы понимание существования различных культур в обществе и помогают ли учебники научиться жить мирно вместе с другими.Избегайте назначения конкретных учеников ответственными за свою культурную или этническую группу. Такое назначение только изолирует их от остального класса. Наоборот, надо помочь им стать частью коллектива класса, что будет служить росту понимания детьми позитивного значения существования различий между людьми.Работа в классе. Попросите ваших учеников относиться к другим ученикам в классе так, как они хотят, чтобы относились к ним. Особенно это касается отношения к тем, кто отличается от них, к представителям другой культуры или к одноклассникам, имеющим умственные или физические ограничения. Помните: непохожесть нужно уважать. Каждый имеет право не походить на других!Stopping Violence in Schools. A guide for teachers. UNESCO, Paris, 2012Перевод с английского Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ
Комментарии