search
main
0

Народный педагог

Зачем образованию XXI века идеи Ушинского

Мы проживаем уникальный, знаковый для всего отечественного образования Год педагога и наставника. Символично, что в этот же год мы празднуем 80‑летие Российской академии образования и 200‑летие со дня рождения нашего выдающегося педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

 

Ольга ВАСИЛЬЕВА

Сторонник фундаментального подхода к обучению подрастающего поколения, доступного и качественного образования не только для мужчин, но и для женщин, приверженец национальной идеи в воспитании, Ушинский оставил нам огромное научное наследие. Его главный труд – «Педагогическая антропология» – так и не был до конца понят современниками, но сквозь века остается основой для развития российской системы образования.

Отец отечественной педагогики подчеркивал: «Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально приготовленных к исполнению своих обязанностей. Недостаток этот особенно чувствуется в младших классах». Наставник, считал Константин Дмитриевич, должен быть хорошим воспитателем и работать «не на одно обогащение ума познаниями, но на развитие всех умственных и нравственных сил воспитанника». Сегодня эти слова звучат как никогда актуально.

Значение трудов Ушинского для теории и практики воспитания и обучения невозможно переоценить. Закономерно, что даже спустя почти два века педагогическая мысль продолжает возвращаться к его изысканиям. В них Константин Дмитриевич обратился ко всем основным аспектам деятельности педагога, рассмотрел насущные вопросы обучения и воспитания, обосновал систему стратегических направлений развития российского образования.

Ключевой для современности представляется идея Ушинского о создании национальной русской школы как непременного условия прогрессивного развития страны и нравственного просвещения народа. Ученый был убежден, что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Принцип народности в общественном воспитании Ушинский подтвердил собственным беззаветным педагогическим и нравственным служением России, своему народу. Он подчеркивал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Мы и сегодня видим в этом суждении наставление современным педагогам.

Константин Дмитриевич был профессиональным ученым, заложил фундамент отечественной научной педагогики, опирающейся на разносторонние знания о ребенке, его духовной жизни и телесной организации. Он стал родоначальником педагогической антропологии, получившей широкое распространение в нашей стране и мире, впервые предложив рассматривать развивающегося человека как объект и субъект воспитания. Как подчеркивают исследователи, педагогическая антропология была одной из первых стыковых наук – междисциплинарных в современном понимании. Многие ее позиции современники Ушинского оценить не смогли, несмотря на общий восторженный прием. Идеи такого рода, замечал доктор педагогических наук, академик АПН РСФСР Борис Герасимович Ананьев, и не могли быть поняты современниками, они развились только в XX столетии.

Несомненной заслугой Ушинского стал отказ от рассмотрения педагогики как прикладной психологии. Высоко оценивая психологию и физиологию, он все же рассматривал их как отрасли знания, обеспечивающие педагогику фактами, «которые имеют наибольшее значение для педагогической деятельности» и могут объяснить психические и психофизиологические явления, с которыми имеет дело воспитатель.

«Удивительным педагогом» и «уникальным народным наставником» называл Константин Дмитриевич родной язык. Характеризуя духовно-историческую миссию языка, он подчеркивал его предназначение: являясь «полнейшей и вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа, в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории».

Ученый в своих наставлениях педагогам подчеркивал важность готовности школы и учителя к современным вызовам. Соответствие образования дню сегодняшнему становится у Ушинского принципиальным требованием к деятельности школы. Современность подготовки и взглядов учителя он рассматривает как ключевое условие выполнения им не только профессионального долга, но и нравственного, гражданско-патриотического служения на благо Отечества: «Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит школу жизненной силы, сам добровольно откажется от того законного влияния на жизнь, которое принадлежит ему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни, а оставит ей во всей ее пестроте, неурядице и часто безобразии, довоспитывать воспитанников его несовременной школы».

Именно учитель как личность и профессионал призван обеспечивать готовность растущего человека к сохранению настоящего и развитию будущего. Убежденный в такой трактовке миссии учителя, Константин Дмитриевич подчеркивал, что «воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего Отечества». Эта идея сегодня начинает звучать все громче.

Мы вновь обращаемся к наследию великого ученого и педагога, причем на самом высоком уровне. Именно поэтому Международная научная конференция «Научное наследие великого педагога К.Д. Ушинского», которая проходит в эти дни в Российской академии образования, вошла в утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий по проведению Года педагога и наставника в нашей стране.

«Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор», – писал детский поэт и историк педагогики Леонид Николаевич Модзалевский.

От себя добавлю: нет никаких сомнений, что из научного наследия Константина Дмитриевича Ушинского многое может и должно быть использовано и для создания школы будущего. Его труды и жизнь продолжают вдохновлять тысячи ученых и педагогов работать на развитие современной системы образования – отрасли, которая всегда будет нуждаться в совершенствовании, причем не только за счет внедрения новейших технологий, но и путем осмысления истоков и мудрости первооткрывателей и основоположников.

Ольга ВАСИЛЬЕВА, президент Российской академии образования, доктор исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте