Одна из задач профсоюза – помочь обществу осознать высокую миссию учителя. Поэтому наша Курская областная организация стала соучредителем региональной общественно-патриотической акции «Учителя Курской области в истории России». Идейный вдохновитель проекта – зав. учебной лабораторией духовно-нравственного воспитания и развития Курского института развития образования Татьяна Иволгина. Инициативу поддержал комитет образования и науки Курской области. В акции три направления – «Учителя Курской области в годы Великой Отечественной войны», «Заслуженные учителя России», «Педагогические династии». Ее главные цели – собрать материалы для виртуального музея, а затем издать книгу. Уже сейчас собраны и обрабатываются материалы о более чем шестистах учителях региона. Некоторые истории, которые стали известны благодаря проекту, мне хочется вам рассказать.
Елена ЖИЛИНА, ведущий специалист Курской областной организации Общероссийского Профсоюза образования
«Учителя Курской области в годы Великой Отечественной войны»Елена Петровна Лысенкова (Башкирева) родилась 18 мая 1922 года в городе Фатеж, в обычной крестьянской семье. По окончании педагогического училища пришла учителем в Холчанскую семилетнюю школу Фатежского района. С первых дней Великой Отечественной молодая учительница рвалась добровольцем на фронт, но в ряды Красной армии ее призвали только 12 сентября 1944 года. После краткосрочной стажировки направили на Прибалтийский фронт в 512‑й артиллерийский полк пеленгатором – она должна была отслеживать движение вражеских самолетов и передавать их координаты зенитчикам. После демобилизации в мае 1945 года Елена Петровна возвратилась в родные места. 45 лет она проработала филологом в Нижнеждановской школе, тысячам сельских ребятишек привила любовь к великому и могучему русскому языку, многие из них по примеру любимого учителя стали педагогами.Георгий Григорьевич Тананаев вступил в ряды Красной армии в 1941 году. Его, 19‑летнего выпускника Обоянского педагогического училища, направили на Дальний Восток. Там Тананаев принял присягу и был назначен командиром роты, служил минометчиком. Летом 1942 года вторую Дальневосточную армию, где служил Георгий Григорьевич, отправили защищать Сталинград. Георгий Тананаев оставил воспоминания об этом: «Бои были очень тяжелыми и жестокими. Горели сталинградские степи, горела даже Волга, потому что из разбитых нефтехранилищ попадала в воду нефть. Но тогда бились за каждую улицу, за каждый дом, за каждый камень!» В тех боях Георгий Григорьевич был тяжело ранен в ногу и его признали ограниченно годным к строевой службе. По окончании курсов орудийных мастеров воевал на Курской дуге в качестве орудийного мастера 45‑го запасного артиллерийского полка. Затем в составе Белорусского фронта освобождал Беларусь, Польшу, дошел до Берлина, там же и закончил войну в победном мае 1945 года. Вернувшись домой, узнал, что с 1942 года его считают убитым. Матери прислали похоронку… Тананаев был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией». После демобилизации в октябре 1945 года Георгия Григорьевича назначили учителем начальных классов и математики в Кривецкой семилетней школе Мантуровского района. С 1959 года преподавал историю, обществоведение, рисование и черчение в Кривецкой, теперь уже средней, школе (параллельно с работой закончил Курский педагогический институт). Стал завучем производственного обучения, а затем начальной школы.«Заслуженные учителя России»Их имена увековечены в названиях двух школ, на мемориальных досках, установленных десятью образовательными организациями, и, конечно, навсегда остались в сердцах учеников.В Курске на пересечении улиц Радищева и Кирова, где находится комитет образования и науки Курской области, в тени деревьев стоит бронзовая скульптура учительницы – молодая стройная женщина, одетая в строгий костюм, с волосами, собранными на затылке в пучок. Памятник «Учительница первая моя» был открыт 26 августа 2015 года. Идейным вдохновителем и инициатором его создания стал отличник просвещения СССР, заслуженный учитель школы РФ, почетный работник науки и образования Курской области Иван Антонович Болотов, много лет возглавлявший региональный комитет образования и науки. Финансировал проект фонд «Монумент», который основал сам Болотов. Средства фонда – это добровольные пожертвования учителей, областной организации профсоюза, жителей области и спонсоров. На реализацию проекта ушло 9 лет. Творение получилось общее, народное.Родился Иван Антонович Болотов 26 февраля 1936 года в селе Головище, в школу пошел там же. Любовь к знаниям мальчику из крестьянской семьи привил учитель математики: прилежный ученик смело брался за самые сложные задачки. В 1951 году пятнадцатилетний Болотов поступил в Тимское педагогическое училище, окончил его с отличием, был направлен учиться в Курский педагогический институт. Трудовую деятельность Болотов начал в 1960 году в должности директора Ястребовской средней школы Мантуровского района, позднее стал директором Ивановской средней школы Рыльского района, где проработал до 1973 года.Следующие девять лет Иван Антонович возглавлял Рыльское педагогическое училище. Первое же лето на новом месте выдалось непростым – большой набор студентов, будущих учителей начальных классов и физкультуры, требовал новых кабинетов, спортивных залов. Молодой директор организовал строительство учебного корпуса с библиотекой, медпунктом, большого спортивного зала.Обновлялись и реконструировались учебные аудитории. Большое внимание Иван Антонович уделял сотрудничеству с другими учебными заведениями не только региона, но и страны. На базе училища проводились совещания руководителей средних специальных учебных заведений, семинары для методистов училищ и техникумов. Частыми гостями в Рыльске были представители Министерства просвещения. Болотов регулярно посещал уроки преподавателей, всегда давал объективную оценку, делился с коллегами опытом. Студенты любили директора. Любили не только потому, что на его занятиях было интересно, а потому что к своим подопечным Иван Антонович относился с уважением, в каждого он верил. По его инициативе был создан музей истории Рыльского педагогического училища, который функционирует по сей день.В мае 1982 Болотов был назначен заведующим отделом народного образования Курского облисполкома – ныне комитета образования и науки Курской области. Иван Болотов знал проблемы каждого образовательного учреждения, встречался с педагогами самых отдаленных сельских школ. Десятки новых школ и детских садов распахнули двери по его инициативе и при активном участии. Этот пост Иван Антонович занимал вплоть до 1996 года, когда ушел на заслуженный отдых. За добросовестный и творческий труд он был награжден орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд». Коллеги провожали его со слезами на глазах и искренним сожалением. Наверное, это и есть высшая оценка труда.«Педагогические династии»
Татьяна Львовна Паневина, в девичестве Соколовская, из династии, общий стаж которой более ста лет. В далеком 1907 году в деревне Анпилогово Соколовские организовали для местной детворы школу. Работали в ней дети первых попечителей, затем – их дети и внуки. Для местных жителей учителя и школьники устраивали воскресные чтения, художественные и революционно-агитационные спектакли. Верность профессии сохраняет в XXI веке праправнучка основателей земской школы – Татьяна Львовна Паневина, выпускница физико-математического факультета Курского государственного педагогического института. Окончив КГПИ, она пришла работать в 27‑ю школу Курска учителем. Позднее Татьяне Львовне доверили возглавлять ставшую родной школу. Под ее руководством учебное заведение стало победителем областного конкурса «Лучшие школы России». Заслуги Паневиной оценили по достоинству: она – отличник просвещения РФ, заместитель председателя Общественного совета при комитете образования города Курска, лауреат региональной премии «Призвание», член областной аттестационной комиссии. Сегодня семейное дело продолжает дочь Паневиной, Наталья Косолапова – кандидат наук, доцент кафедры химии в Курском государственном университете.
Комментарии