search
main
0

Народный календарь

По народно-православному календарю в ближайшую неделю отмечаются три дня:
17-й день марта – преподобного Алексия, человека Божия. Угодник этот слывет в народе под именем Теплого, потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: “Алексия, человека Божия, – с гор потоки”, “Алексия – с гор вода”.
19-й день марта – св. мученицы Дарии. Она называется в народе Грязною Пролубницею (Прорубницею); о ней говорят: “Дарья – оклади пролубы”; “Дарья – заруби пролубы”. Такие прозвания и эпитеты даются св. Дарии потому, что теперь от действия оттепелей на речных прорубях, где обыкновенно поят скот, моют белье и т.п., заводится грязь и нечистота.
20-й день марта – св. мученицы Фотинии Самарянки. Она у простого народа считается целительницею от трясавичной болезни, и в Сказании о том, каким святым в каких болезнях должно молиться, полагается ей особая молитва от лихорадки. Во многих городах и селах этой угоднице служат молебны о страждущих трясавицей. На каком основании у нас мученице Фотинии усвояется дар исцеления от трясавичной болезни, на это не находим определенного и ясного свидетельства в церковных описаниях ее жизни. Не послужило ли основанием к этому верованию свидетельство Пролога о чудесном исцелении св. Фотинией дукса Севастиана от болезни, при которой он “разжегся лицем и паде на землю от зельныя, великия и лютыя болезни”, и также о том, что мученица Фотиния вместе с другими христианскими женами осталась невредимою от смертоносного зелья, какое дал им пить волхв. Кроме того, нельзя не заметить, что автор Acta Sanctorum в своем Ephemerides Graeconim et Mosconim под 20 марта о св. мученице Фотинии говорит: “Hans esse Samaritanam Evangelicam, cum filio, Jose seu Jorepho, fabulantur Graeci multa, de utroque narrantes vix digna relatu”. Такого замечания нельзя произнести о том жизнеописании св. Фотинии, которое заключается в нашем церковном Прологе. Естественно предположить, что здесь указывается на другие, более легендарные и баснословные греческие и русские сказания о св. Фотинии, в которых могли быть более ясные указания на дар исцеления ею трясавицы. Это тем более вероятно, что на основании подобных сказаний и можно объяснить те обычаи и обряды, какие исстари связаны у нас с именем св. Фотинии. Они доселе употребляются в народе как предохранительное лекарство против лихорадки и сами по себе очень живы и напоминают древние заговоры и ладанки, которые считаются общеупотребительными средствами против всякого рода недугов. На приурочивание верования об исцелении от трясавицы именно св. мученице Фотинии имело влияние также и самое время, когда празднуется память этой угодницы. Как известно, весна, особенно март месяц, способствует быстрому развитию лихорадки, отчего в некоторых местах и сама эта болезнь называется “весницею”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте