На ближайшую неделю приходится три дня, празднуемые по народно-православной традиции.
30-й день марта – преподобного Иоанна Лествичника.
Такое название дано этому подвижнику от сочинения “Лествица”, в котором он представил в 30 главах восхождение к духовному совершенству (лествица – лестница; от этого же слова, кстати, происходит”лествичное право” – древний порядок передачи великокняжеской власти от отца к старшему сыну, затем от брата к брату по старшинству). Наш народ приурочил к памяти преподобного следующее обыкновение: в день преподобного списателя”Лествицы” приготовляются хлебные печенья, которые обыкновенно убираются тестяными перекладинами и называются попросту лестницами или лесенками. По заведенному исстари обычаю это печенье приносится в церковь, над ним служат молебен с водосвятием, и народ при этом окропляется святой водой. Часть этих хлебов отдается причту, а остальные идут в пользу нищих. Обыкновение печь лестницы в день преподобного Иоанна могло произойти из желания в чувственном образе выразить мысль о степенях (ступенях) духовного совершенства. В некоторых греческих и славянских рукописях, при самой книге, изображалась лестница с 30 ступенями, наверху которой стоял Христос, принимающий монашествующих, восходящих с правой стороны, а внизу представляется с разверзстою пастью дракон, поглощающий ниспадающих с левой стороны. О самом св. Иоанне Лествичнике замечается в Четьи-Минеи, что на трапезе иноческой он ел все, что только допускалось уставом о пище, чтобы не превозноситься своим строго нравственным постничеством. Указания эти в описании жизни преподобного Лествичника легко могли обратить на себя внимание наших предков и пришлись им по нраву, так как известно, что особенно в старину русский народ любил почти всякий более или менее замечательный праздник в своем быту обставлять разными хлебосольными обычаями.
31-й день марта – священномученика Ипатия Чудотворца. Он почитается в народе разрешителем неплодства и бесчадия, и в известном Сказании о святых ему полагается особая молитва о разрешении неплодства и бесчадия. Это народное верование относительно священномученика Ипатия, бесспорно, вышло из того, что он, как повествуется в Прологе,”дары прием от Бога, цельбы многи творяще и, между прочим, жены кровоточныя и безчадныя не мало чадородны показа, и оны сухи сосны имущия и безкормны, млеко точити сотвори”.
Имя четвертого месяца в году апрель латинского происхождения, производное от глагола aperire, открывать; оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена месяца были: березозол и цветень (от расцветающей весны). Первое из этих названий особенно часто встречается в древних месяцесловах и святцах: последнее вводится в оборот не ранее XV века.
1-й день апреля – преподобной Марии Египетской. О ней народ говорит:”Марья Египетския – зажги снега, заиграй овражки”, и этим указывает на”всеоживляющее” действие весенней теплоты. Еще о дне св. Марии Египетской замечают:”Марьи – пустая щи”, давая этим знать, что теперь истощился годовой запас капусты нашего поселянина.
Комментарии