По народно-православной традиции на ближайшей неделе отмечаются следующие дни:
12-й день апреля – преподобного Василия Парийского (в Мизии). Простолюдины говорят: “Василий Парийский землю парит”, или, собственно, “весна землю парит”.
13-й день апреля – святой мученицы Фомаиды. В сказании о том, в каких случаях каким святым должно молиться, этой угоднице полагается молиться от блудной страсти. Причиной тому послужили как повествование о самой жизни мученицы Фомаиды, так и сказание о чудесах, совершившихся при мощах у ее гроба. В первом из них находим очень подробную повесть о св. Фомаиде, от свекра своего страдавшей целомудрия ради и решившейся лучше умереть, нежели нарушить обязанности супружеской верности. Сказание же о чудесах, бывших от мощей св. Фомаиды, представляет несколько примеров чудесного содействия божественной благодати людям, прибегающим к ней с мольбой об избавлении от плотской страсти. Так, по совету преподобного Даниила, один брат, обуреваемый страстью, пошел в монастырь Октоденатский, где была погребена св. Фомаида, и, вошедши в усыпальницу ее, по наставлению Даниила же, молился так: “Боже, молитвами мученицы Фомаиды помози ми и избави мя от брани блудныя”. Двенадцать раз сотворил он эту молитву, помазался елеем от лампады, горевшей при гробе св. мученицы, после мирного сна ощутил себя совершенно свободным от плотской похоти и потом уже никогда не был обуреваем ею. По его примеру и другие, смущенные плотскою страстью, получали освобождение от брани с плотью молитвами св. мученицы Фомаиды. Не без основания по этому поводу сказал преподобный Даниил: “Сицево имут дерзновение у Бога подвизающиеся за целомудрие”.
14-й день апреля – святого Мартина-исповедника, папы римского. Угодник этот известен в народе под названием Лисогона. Такое странное название дано святому Мартину оттого, что в день его памяти, по народному замечанию, лисицы переселяются из старых нор в новые, и так как в это время на них нападает слепота, в простонародье называемая куриной, то делаются очень легкою добычею охотников.
15-й день апреля – святого апостола Пуда. В день этого апостола сельские хозяева, по заведенному исстари обычаю, осматривают пасеки и говорят для складу: “На день святого Пуда вынимай пчел из-под спуда”.
16-й день апреля – святой мученицы Ирины. Она слывет в сельскохозяйственном быту под именем Рассадницы, так как в день ее памяти сельские хозяйки сеют в посадах и срубах капусту для рассады. Еще об этой угоднице замечают простолюдины: “Арины – урви берега”, намекая на обрывы речных берегов, происходящие вследствие весенних стоков воды и особенно обнаруживающиеся после ее сбывания.
17-й день апреля – преподобного Зосимы. Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем:
“Попаси Зосим Соловецкий пчелок стаями, роями, густыми медами”.
У наших предков в честь преподобного Зосимы как заступника пчеловодов существовали рукописные молебны. В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в наболдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды, благоговея перед святыми Зосимой и Савватием пчельниками, очень часто молятся этим угодникам об успехе в пчеловодстве, а в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят при этом в церковь медовые соты для освящения. В других местах есть еще обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.
Комментарии