Президент Владимир Путин принял участие в пленарном заседании «Качественное образование во имя страны» форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». Это масштабное мероприятие завершило дискуссию 500 участников (педагогов, родителей, представителей экспертного сообщества, профильных министерств и ведомств, депутатов Госдумы, сенаторов, членов Общественной палаты, доверенных лиц Президента РФ – представителей 85 регионов России) о настоящем и будущем отечественного образования.
В декабре 2013 года на «Форуме действий» Народного фронта в Москве было принято решение провести форум, посвященный образованию. Он состоялся в Пензе 13-14 октября 2014 года. В форуме приняла участие делегация Москвы во главе с директором гимназии №1520, учителем года России 2012 года, сопредседателем регионального отделения ОНФ Витой Кириченко. Работа форума началась с тематических круглых столов. Главными темами обсуждения стали оплата труда педагогов, дебюрократизация системы образования, роль семьи и школы в воспитании личности, работа сельских школ, обучение детей с особенностями здоровья и другие. На первом этаже Пензенской областной библиотеки имени М.Лермонтова была размещена выставка «Образование России – инновационный потенциал и перспективы развития», в рамках которой педагоги, авторы программ представили свои разработки и продемонстрировали их реализацию на практике. Особый интерес участников форума вызвала экспозиция Департамента образования Москвы, которую представил Московский центр качества образования. Второй день работы форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» начался с работы пяти дискуссионных площадок, которые стали продолжением круглых столов, на которых с помощью технологии поиска решений обсуждали наиболее острые проблемы развития системы образования. В работе дискуссионных площадок приняли участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, председатель Комитета по образованию Государственной Думы Вячеслав Никонов. Предложения, выработанные в первый день работы форума на круглых столах, были вынесены на обсуждение на крупные тематические площадки «Миссия и статус педагога: современный преподаватель и вызовы общества», «Ценности национального образования: воспитание и формирование российской идентичности», «Доступное образование для всех», «Качество образования в России: традиции и развитие» и «Новая повестка развития экономики: требования к образованию». А завершился второй день пленарным заеданием. Владимир ПУТИН, Президент РФ: – Очень хорошо, что мы именно сегодня вернулись к проблемам, которые всех нас волнуют. Они касаются каждого, без исключения, каждого человека, каждой семьи. Особо подчеркну, что наш разговор начинается не с нуля. За последние годы улучшилась и инфраструктура образования: отремонтировано значительное количество школ, построены спортивные площадки, появились современные компьютерные классы. Важно, что вырос и социальный статус, и заработные платы учителей. Мы и дальше будем уделять (и я лично, разумеется) этому вопросу самое серьезное внимание. Серьезные ресурсы федерального и регионального бюджетов позволили решить немало проблем. Перемены отмечают и наши граждане, в обществе растут позитивные оценки состояния сферы образования. Тем не менее нам необходимо идти дальше. Постоянно появляются новые технологии и даже новые профессии. Главное – ожидания граждан очень большие, поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день, чтобы школьники независимо от места проживания, социального статуса родителей получали прочные знания и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, сами получали полное удовлетворение от жизни. Вновь повторю: школа должна давать не только знания. Нельзя забывать и о том, что преподавание в средней школе – это прежде всего воспитание. Так говорил наш замечательный гуманист академик Дмитрий Лихачев, учителя в России, по его же словам, всегда были «властителями дум молодежи». Сейчас непростое время для преподавателей, даже, я бы сказал, очень сложное, потому что поток информации такой, что очень трудно выполнять эту функцию «властителя дум молодежи». Не было раньше такого, а сейчас есть. Для того чтобы соответствовать этому вызову, нужны и знания, и талант, и желание совершенствоваться. Эти потоки информации, они и положительные, но могут быть и разрушительными для любого человека, а для молодого человека тем более. Мы знаем примеры в некоторых странах, которые, к сожалению, часто утрачивают и воспитательную, и гуманистическую составляющие образования. Я думаю, что это еще для многих аукнется. Что мы сегодня наблюдаем? Всплеск, в некоторых местах во всяком случае, национализма, утрату семейно-нравственных ценностей, культурных традиций, идентичности. Это добром не заканчивается, как правило. Очевидно, что миссия школы – задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. Учитель должен учить отличать правду от лжи, помогать вырабатывать жизненную позицию. Проблемы образования касаются каждого, как я уже сказал, гражданина страны. Поэтому необходимо общественное согласие по всем вопросам, связанным с дальнейшим развитием образования вообще и школьного образования в частности. Мелочей здесь, безусловно, нет. Важны и содержание образовательных программ, и квалификация преподавателя, и состояние школьных зданий, и техники. И, вновь повторю, ответственность учителя за качество, за результаты своей работы очень и очень высокая. Именно поэтому считаю очень востребованным обсуждение серьезных инициатив в сфере образования на площадке Общероссийского народного фронта с участием представителей профессионального сообщества, общественных организаций, родителей, потенциальных работодателей, что очень важно. Напомню, что именно по результатам такого широкого открытого диалога уже были приняты понятные, разделяемые обществом решения, например, о школьной форме, о проведении во всех школах итогового сочинения, о разработке концепции нового учебного комплекса по отечественной истории. Очень важна воспитательная составляющая, но нельзя совсем уж забывать об экономике процесса, об экономике системы образования. У нас благодаря положительному демографическому процессу рождается сейчас много детей, лет через пять-шесть у нас не будет хватать мест в школах. Это хорошо, что у нас рождаемость повысилась. Мы с коллегами из правительства вспоминали, что, по-моему, в 2005 году эксперты ООН говорили о том, что к 2020 году в России будет 139 миллионов человек максимум, а у нас сейчас с вами уже без Севастополя и Крыма 143,7 миллиона. Это результат работы в сфере образования, в сфере здравоохранения, в сфере поддержки материнства и детства, в жилищной политике и вообще в экономике, потому что горизонты планирования семьи увеличиваются. Нам нужно об этом подумать заранее, исходя из возможностей государства, из возможностей бюджета. Важна сфера культуры, важно и здравоохранение, но если вы будете говорить с медиками, они скажут: «Разве можно считать деньги, когда речь идет о здоровье людей?» Все надо считать, в том числе и в системе образования. Это касается и уровня доходов, а значит, и престижа работы преподавателей. Хорошо, что на форуме были дискуссии. Если бы по всем решениям участники пришли к единому мнению – все, тогда жизнь закончилась бы. Я думаю, что мы еще подискутируем по всем темам, которые, безусловно, очень важны для каждого из нас и, как я уже говорил, для всех граждан страны. Но, без всякого сомнения, если из образовательного процесса выхолащивается его содержание, а содержание не может быть без воспитания, то оно, это образование, конечно, никуда не годится, я с вами согласен. Поэтому я, безусловно, всячески буду поддерживать вашу идею дискуссии о целях образования. Давайте на площадке Общероссийского народного фронта начнем эту работу и развернем ее по всей стране, это очень правильное предложение. Любовь ДУХАНИНА, президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ: – Мы действительно готовились к форуму почти год, в зале присутствуют представители всех региональных отделений Народного фронта, доверенные лица Президента РФ, которые занимаются проблемами образования, лучшие учителя России, воспитатели, представители родительской общественности, представители управляющих советов, всех уровней образования: и дошкольного, и школьного, и вузовского, и среднего профессионального образования. Мы много обсуждали, получили около тысячи самых различных предложений. Общество научилось вычленять проблемы, обсуждать их и уже начало фактически искать пути решения. Мы также готовы принять на себя ответственность за выработку согласованных решений и участие в их выполнении. Такое масштабное обсуждение на форуме показало, что мы во многом едины, но не по всем позициям смогли дойти до единственно возможного решения. Дискуссии были очень жаркие, среди вопросов есть очень важные: ценности и цели образования, проблемы взаимной ответственности государства, школы, родителей, вопросы соответствия или соотношения фундаментальных знаний и прикладных компетенций. Я думаю, мы все эти дискуссии продолжим. В чем мы точно находимся в согласии и солидарны с теми направлениями развития образования, которые Владимир Путин определил в своей статье «Строительство справедливости» и в майских указах? Готовясь к форуму, мы, естественно, анализировали выполнение всех указов президента, показатели демонстрируют хорошую динамику, но мы, представители Народного фронта, больше работаем не со статистикой, а все-таки с людьми. Для нас принципиально важен не только рост количественных показателей, но и качество выполнения смысловых задач, которые в явном виде заложены в указах. Мы создали систему народной экспертизы, создали специальный сайт. На сайте на карте нашей России можно посмотреть, как выполняется каждый указ с точки зрения народной экспертизы, это можно сделать в разрезе каждого региона. Сам по себе формат указов, в котором очень четко сформулированы цели и сроки достижения, стал хорошим механизмом достижения реально поставленных целей. Многие цели действительно достигнуты. Очень хорошо воспринимают в обществе построенные в рамках реализации указа многофункциональные центры профессиональных компетенций. По нашим опросам, около 90 процентов ребят, которые их оканчивают, востребованы на региональных рынках труда. Конечно, нас всех радует и концепция математического образования, и ускорившийся процесс создания профессиональных стандартов. Но жизнь – она богаче, периодически она подкидывает новые задачи. Мы в течение двух лет построили действительно большое количество детских садов в нашей стране, но одновременно у нас есть и еще один успех. Это программа, которая позволила рождаться нашим детям во все большем количестве, есть регионы, в которых темп рождения ребят значительно превышает темп появления мест в дошкольных учреждениях. Мы, конечно, понимаем, что целевого показателя по ликвидации очереди пока не достигли. Несмотря на сложившуюся общую ситуацию, мы считаем, что нужно продолжить программу строительства детских садов. В процессе выполнения указов иногда возникают обстоятельства, которые, на наш взгляд, должны стимулировать органы власти менять тактику действий. Мониторинг строительства детских садов показал, что их строят долго и дорого. Сравнительный анализ стоимости одного места в детском саду при строительстве показывает, что разница в разных детских садах различается в несколько раз. Понятно, что есть разные коэффициенты – северные и еще какие-то, но, на взгляд тех людей, которые занимаются строительством и вообще созданием чего-то, это чрезмерная разница, поэтому мы считаем, что нужно постоянно в ходе выполнения указов анализировать эффективность использования бюджетных средств, потому что это деньги наших налогоплательщиков, и наши налогоплательщики готовы вкладывать в развитие социальной инфраструктуры, но мы хотим, чтобы эти деньги вкладывали оптимально. Некоторые показатели, по которым мы подводим итоги выполнения указов, формальны, они фактически не всегда отражают реальную ситуацию. Приведу пример по учету детей, которые получают услуги по дополнительному образованию. Мы фактически считаем не детей, а количество услуг, получается, что если ребенок получает две-три услуги, то один ребенок ходит в один кружок, а другой ребенок ходит в три кружка, то есть фактически у нас услуги получают двое детей, а показатель нам даст четыре. При этом есть обратная сторона, когда мы просто не учитываем то, что у нас успешно работает, – это спортивные кружки, творческие кружки. Так как их считают не образовательными, мы их не учитываем, а я думаю, что при всем том, что мы стремимся развивать дополнительное образование, у нас и сегодня там приличные результаты. Поэтому мы считаем, что по некоторым указам надо пересмотреть показатели и уточнить их, чтобы они действительно отражали ту смысловую цель, которая заложена в указе. В последние годы государство вложило колоссальные средства в развитие системы образования. За 10 последних лет количество средств, которые тратят на одного ученика в школе, с учетом всех поправочных коэффициентов возросло в три раза. Мы создали институциональные, нормативно-правовые условия для следующего скачка: это и Закон «Об образовании в РФ», который позволяет нам фактически решать задачу стабилизации, модернизации и опережающего развития, это и разработанные стандарты дошкольного, школьного образования. Но нужно четко понимать, что если мы будем ненадлежащим образом продолжать вводить эти уникальные инструменты, то фактически через некоторое время переназовем и скажем, что мы выполнили эти стандарты, что компетенции все (а стандарт у нас компетентностный) мы уже достигаем и все у нас решено. Очень важно правильно определять последовательность действий. Мы очень рассчитываем на большой вклад Российской академии образования, потому что именно она должна осуществлять постоянную научную экспертизу всех новаций, которые мы осуществляем, а дальше должна следовать общественно-профессиональная экспертиза. Так получается, что мы сейчас действуем с конца – с учебников. А когда определимся по содержанию образования, то что, начнем все снова перепечатывать и будем тогда обсуждать уже опять тему неэффективных расходов? Мы, представители Народного фронта, следующий шаг развития образования видим как шаг, который можно сделать за счет интеллектуальных ресурсов, которые реально есть внутри системы образования. И выставка, которая была на этом форуме, и мастер-классы показывают, что это есть все у нас в стране, нам не нужно для этого большого количества средств – нам нужно просто правильно, системно организовывать наши действия. У нас есть технологии, которые позволяют решать задачи очень высокого уровня: задачу формирования мировоззрения российской идентичности, задачу подготовки кадров, которые обеспечивают не просто импортозамещение, а опережающее импортозамещение, задачу достижения лидерства в опережающих отраслях развития науки, экономики. Я думаю, что совместными усилиями, продолжая каждый раз обсуждать ту или иную новацию, которую мы продвигаем, или просто делаем следующий этап, обладая интеллектом, который есть внутри системы образования, мы сможем делать шаги более профессионально и эффективно. Станислав ГОВОРУХИН, кинорежиссер: – В дореволюционной России и в Советском Союзе образование и воспитание шли нога в ногу, они были неразделимы. Поведение ученика вне пределов учебного заведения тоже учитывалось, иногда больше, чем успеваемость. Я считаю, что сегодня образование и воспитание – самая главная задача и забота нашего государства, правительства, общества. Когда в советских газетах читали, что американские школьники не могут найти на географической карте свою родину, мы недоверчиво улыбались и говорили про себя: «А, это довольно неуклюжая пропаганда!» Прошло несколько лет, приходит ко мне девочка из театрального училища, недавно окончила школу, я говорю: «А ты откуда?» – «Мы на Чукотке жили, только что приехали в Москву». А у меня за спиной карта три на четыре, огромная, я говорю: «Ой, слушай, а где это твоя Чукотка находится, покажи-ка мне на карте». Минут десять она ползала по континентам, так и не нашла. В этом смысле мы Америку уже, как видите, перегнали. Учитель прочел в четвертом классе стишок из Пушкина: «Бразды пушистые срывая, летит кибитка удалая; ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». Из всего стихотворения дети поняли только несколько слов: «летит», «сидит», «пушистые». Значит, и Пушкин им уже недоступен! А это фундамент. А что же тогда Гоголь или Лесков? Это вообще интегральное исчисление для них. Но это дети, а их родители пишут «жениться» через два «ц», «счастье» через букву «щ», «пациент» пишет будущий врач через «о» и «э» оборотное – тоже, видимо, были отличники ЕГЭ. Получается, что уже два поколения перепрыгнули в век компьютеров, минуя век письменности. Сегодня наконец приходит осознание того, что случилась беда, абсолютная беда. Ну не могут, это аксиома, неграмотные, темные граждане построить сильное цивилизованное государство. Теперь мы это начинаем понимать. Елена БРЫЗГАЛИНА, заведующая кафедрой философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова: – Мы все, участники форума, понимаем, что образование – это основа страны, что государство, вкладывая в образование огромные средства, должно проводить оценку эффективности траты этих средств. Мы понимаем, что должны работать экономические законы: нам нужно знать, сколько первоклассников пойдет в школу, какие средства нужны для зарплат педагогам. Но в образовании экономические параметры, экономика не должны быть возведены в абсолют. Учителю отводят очень большую роль, но возлагают очень большую ответственность. Мы учим, мы воспитываем, мы формируем будущее. Когда, например, учитель везет школьников на экскурсию в Тарханы, он не думает, что осуществляет образовательную услугу: если в такой логике рассуждать, тогда, что, у нас военные оказывают услугу по защите страны? О некоторых профессиях нельзя говорить только в экономических категориях. Вот и учителя не хотят считать себя людьми, оказывающими образовательные услуги. Если образование – сфера услуг, то кто выходит из системы образования? Потребитель. Что интересует потребителя? Цена – не о системе ценностей речь идет. А если у чего-то есть цена, то это не ценно, то, что имеет ценность, то бесценно. Как мы говорим: шедевр, картина, то какая у них цена? Они бесценны. Что для нас абсолютно бесценно? Конечно, Родина. Она не продается, как маму мы не продаем, как небо, поэтому чувство Родины – это наша идентичность, самоидентификация, самобытность, умение существовать от себя, от сердца своего, от рода, от семьи, от места. На Валдайском форуме Владимир Путин вспомнил слова нашего философа XIX века Константина Леонтьева о цветущей сложности. Если говорить о России, то знаем ли мы, как формировалась эта цветущая сложность и что она из себя представляет сегодня? Культурно-историческая память – база для воспитания, но жизнь меняется очень быстро, мир не стоит на месте, на каждую ценность появляется антиценность, особенно в условиях открытого мира, открытого образовательного пространства. Российская идентичность тогда станет основанием для действия и для самоопределения молодежи, когда она будет результатом свободного выбора, сознательного выбора, осознания себя, осознания достоинства своей страны. Не запрета, не принуждения, не замалчивания, а именно свободного и сознательного выбора. Образованный и воспитанный человек ведь не только обладает набором знаний, он носитель ценностей и смыслов. Но в ходе реформ, и об этом говорили коллеги на круглых столах форума, из системы образования воспитание стало уходить. Вот именно так говорили коллеги: «Уйдет государство из образования и воспитания, разрушится то общее поле, которое у нас есть, не будет единства, не будет «мы», не будет общности, а будет множество «я». Нынешние формы участия государства в образовании зачастую связаны не со стратегическими задачами, а, к сожалению, с текущим администрированием. Это все равно как если бы мы не задавали вопрос, куда и зачем мы едем, а обсуждали бы только, каким транспортом пользуемся. Мы обсуждали индикаторы, ЕГЭ, рейтинги, но надо обсуждать ценности, куда мы идем. Государство многое сделало для модернизации материально-технической базы системы образования, но государство не ответило на запрос учителя, ради чего он трудится. В этой связи мы предложили организовать широкую общественную и профессиональную экспертную дискуссию о современных целях воспитания и образования на всех уровнях, на основе диалога сформулировать основы государственной политики воспитания и формирования идентичности, а затем на основании этого предложить уже механизмы, в том числе нормативно-правовые, которые могли бы обеспечить выполнение этой задачи. Сегодня уникальный момент для обсуждения проблем образования. Мы фиксируем высокую остроту запроса в обществе на обсуждение именно проблем воспитания и российской идентичности. Столкновение позиций у нас было на круглом столе. Я уверена, что и широкое обсуждение этих проблем будет тоже непростым. Но нам кажется, что острота дискуссий – это не признак кризиса, это признак развития. Идентичность очень трудно формируется, очень трудно осознается, но легко теряется. Чтобы не утратить самобытность, мы, ориентируясь на единство, должны не допустить упрощения нашего гуманитарного образования. Мы специально обсуждали тему гуманитарного образования, коллеги отмечали, что гуманитарному образованию, в том числе философскому, за которое я профессионально переживаю, в системе образования уделяется все меньше места. В этой связи еще одно наше предложение – разработать комплекс мер по поддержке российских гуманитарных школ, по развитию содержания гуманитарного образования, мер, которые были бы направлены на повышение внимания к гуманитарному образованию в системе общего, высшего, послевузовского и дополнительного образования. Если уж говорить о ценностях, то сама система национального образования – это ценность. В последние годы мы, к сожалению, отказывались во многих вопросах от самобытности нашей образовательной системы. Можно сказать, система образования подстраивалась под Запад – бакалавр, мобильность, индекс цитирования. Стоит ли нам продолжать двигаться в этом направлении? Импортное платье может быть очень красивым, но не на любую фигуру его можно посадить. Надо пробовать все новые рецепты для того, чтобы снять симптомы неблагополучия в нашей системе образования, рецепты, которые подходят для профилактики, к сожалению, не подходят для болезни. Я предлагаю с осторожностью и мудростью государства описать самое основное – ценностное основание для воспитания и российской идентичности.
Комментарии