Почти 34 года школу №56 имени академика В.А.Легасова возглавляет народный учитель Российской Федерации, заслуженный учитель России Вера Даниловна КОНДРАТЕНКО – человек с удивительной судьбой, генеральским характером, острым умом, редкой памятью и… поистине всемирной отзывчивостью. Сегодня нашего директора знает не только вся Москва. Ей удалось сохранить уникальный дух школы, ее традиции. Мы хотели поговорить с Верой Даниловной о ней, о ее жизненном пути. Но получился рассказ о школе – это тоже о Вере Даниловне, ибо иначе она себя не мыслит….
– Вера Даниловна, что для вас школа №56?- Вы знаете, можно я отвечу не от себя, а от выпускников школы, которой осенью 2017 года исполняется 90 лет. Многочисленные ученики школы, которые ежегодно приходят на встречу выпускников 17 ноября, думаю, солидарны со словами академика Российской академии наук В.В.Клюева: «Я жил, я учился, я вырос в школе №56».Моя жизнь в школе №56 началась с 1983 года, а до этого я 16 лет была директором в Братске. Но вот уже скоро 35 лет моей жизни – это школа №56. Это действительно особая школа со своей удивительной историей, со своим неповторимым укладом. Ну, например, такой факт – это была первая построенная в советское время школа в Москве.- Эти 90 лет выпали на разные периоды в жизни страны. Как это отразилось на жизни школы?- Вы знаете, на мой взгляд, можно выделить несколько этапов жизни школы, которые серьезно повлияли на ее судьбу и которые плавно перетекают из одного в другой.Поколение школьников 40-50-х годов – дети военного периода. Я сама тоже из детей войны, знаю не из книг, что это такое, ведь когда-то наша семья оказалась на передовой линии огня у Сталинграда…Страна только-только вышла из войны. Несмотря на бедность, разруху, голод, это поколение относит себя к поколению победителей. У нас были еще свежи воспоминания о Великой Отечественной войне, а страна уже находилась накануне стремительного экономического подъема.Тогда было велико стремление выпускников школы специализироваться в бурно развивающихся и перспективных направлениях науки и техники. Таковыми в тот период были атомная энергетика, космонавтика, вычислительная техника, приборостроение. Само собой напрашивается вывод – не мы выбирали, время выбрало нас. Те, кто работал или учился в школе №56 в это время, хранят о нем самые теплые воспоминания. Жизненным кредо учителей всегда было воспитание настоящих граждан страны, всесторонне образованных патриотов.Мужская школа №56 давала ученикам очень качественные и прочные знания. В звездном выпуске 1954 года было восемь золотых медалистов, и двое были награждены серебряными медалями. В дальнейшем двенадцать выпускников этого года стали докторами и кандидатами наук, профессорами, доцентами. А два выпускника-одноклассника – В.А.Легасов и В.В.Клюев – стали действительными членами Академии наук и членами президиума РАН.Выпускники любой школы составляют ее главное богатство, предмет гордости. Среди наших выпускников очень много людей, имена которых широко известны: детский писатель Эдуард Успенский, 80-летие которого мы будем отмечать в следующем учебном году вместе с юбилеем школы, олимпийская чемпионка Людмила Пахомова, председатель Московской городской Думы Владимир Платонов… и много-много других имен, громких и не очень, но равно дорогих моему сердцу.- А новый период в жизни школы связан, конечно, с новым строительством? Неужели нельзя было сохранить прежнее здание? И как вам удалось осуществить столь грандиозный проект в столь короткие сроки?- Сносить было необходимо, потому что почва под зданием требовала полной замены, да и деревянные перекрытия самого здания не позволяли обойтись простой реконструкцией. Слом старого здания школы и строительство нового здания в соответствии с современными нормами и требованиями не оставили никого равнодушным. Здесь подключились и выпускники, и родители, и местная общественность, и депутаты Государственной Думы и Московской городской Думы… Было много споров, опасений, удастся ли сохранить коллектив учащихся и педагогов. К счастью, со всеми этими труднейшими задачами школа №56 справилась. А с первого сентября 2010 года в новом здании школы №56 начались занятия в полном объеме.- Говорят, что и новое строительство оказалось тесно переплетено с историей…- Это было действительно потрясением. При рытье котлована были обнаружены останки, как потом установили эксперты, 96 русских воинов – участников Бородинского сражения. Наша история не где-то там, а рядом. По предложению тогдашнего мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова останки наших воинов были перезахоронены на Введенском кладбище в братской могиле. Но, к сожалению, до сих пор нет памятника нашим воинам. Очень надеюсь, что это будет сделано.- Вы очень дружны с семьей Легасова. Как в школе сегодня чтят память Валерия Алексеевича?- Именем выпускника 1954 года золотого медалиста Валерия Алексеевича Легасова гордится не только наша школа, которой 31 мая 2001 года присвоено его имя, но и наша страна.По поручению Правительства СССР действительным членом Академии наук СССР, членом президиума АН СССР академиком Легасовым был сделан доклад «Анализ причин аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидация ее последствий» для международных экспертов МАГАТЭ в конце сентября 1986 года. Этот доклад Валерия Алексеевича, весь объем работ, проделанных нашими специалистами под его руководством, все результаты и выводы навсегда войдут в историю развития мировой атомной энергетики.Когда мы общались с одноклассниками Валерия Алексеевича, все говорили, что он всегда казался намного старше своих сверстников, взрослее, самостоятельнее. У него была ярко выражена активная позиция думающего гражданина. Начиная со школьной скамьи и в течение всей жизни Легасов всегда успешно сочетал и учебу в школе и в институте, и научную работу с общественной деятельностью, даже будучи уже известным ученым. Потому это имя для школы знаковое. Оно олицетворяет собой и наш воспитательный идеал. И для каждого сегодняшнего ученика нашей школы слова Валерия Алексеевича звучат как напутствие: «Раз родился человек, которого свет еще не знал, он должен обязательно оставить после себя то, чего до него не было, пусть это запятая, точечка, но свое!»По инициативе губернатора Тульской области Владимира Сергеевича Груздева и Тульской торгово-промышленной палаты на родине Валерия Алексеевича, в Туле, в 2012-2014 годах проходили Легасовские встречи-чтения по актуальным вопросам воспитания и образования молодежи в условиях сегодняшних реалий.А в 2014 году Легасовские встречи-чтения прошли уже и на базе школы №56 в Москве, среди гостей которых были и 12 выпускников того самого звездного 1954 года! Теперь эти чтения стали ежегодными: это потрясающая атмосфера встреч, когда в зале выступают академики, профессора, студенты и… школьники. Каждый год определяется главная тема чтений. Так, в 2015 году это была конференция «Роль морали и духовности в науке и экономике в современном мире», а тема 2016 года оказалась особенно своевременной и актуальной – «Безопасность в информационном пространстве». И один из основных докладов на этих чтениях был сделан дочерью Валерия Алексеевича – Ингой Валерьевной Легасовой, кандидатом экономических наук, сопредседателем Стратегического совета Союза женских сил.Нам приятно было принять от губернатора и земляков Валерия Алексеевича из Тулы в дар школе бюст Легасова работы скульптора Николая Селиванова, который установлен около актового зала в холле школы на первом этаже, а летом 2016 года на территории школы появился и памятник Легасову.- Вера Даниловна, вы обладатель очень редкого среди руководителей почетного звания – «Народный учитель». Расскажите немного об этой награде.- 14 августа 2014 года подписан указ Президента РФ о присвоении почетного звания «Народный учитель Российской Федерации», а позднее состоялось торжественное вручение в Кремле. Конечно, почетно принимать награду лично из рук Президента Российской Федерации. Тогда в зале присутствовали и другие награжденные: министр иностранных дел Сергей Лавров, академик Евгений Велихов, олимпийская чемпионка Лариса Латынина, трагически погибшая спустя два года доктор Лиза…- А что в будущем у школы, какие планы?- Жить только прошлым нельзя. Прошлое надо знать, извлекать уроки. Люди живут настоящим и будущим. В настоящее время у нашей молодежи не ослабел интерес к естественным наукам, общественным дисциплинам, философии, не пропало желание и стремление занять ведущее положение в мире. Об этом говорят факты выбора учениками своих будущих профессий – гуманитарные дисциплины, точные науки, экономика, на стыке различных направлений науки и техники.- Мы все откликнулись на ваш призыв – помочь школе Донбасса. Но идея-то ваша? Почему именно 56-я школа Донецка?- Спасибо, что наши дети, их родители, педагоги – все с добрым сердцем – откликнулись на этот призыв. Для нас это не первая и не разовая акция: в свое время мы помогали и школам Хабаровского края, и школе №3 Крымска, пережившим стихийное бедствие. Да и в Донбасс мы собираем гуманитарные грузы с 2014 года. Но хотелось именно адресно, конкретным детям конкретную помощь оказать. Идея простая: школа с таким номером – №56 – наверняка есть в Донецке. Мы нашли через Интернет эту школу, она оказалась на самой линии соприкосновения огня. Дозвонилась я директору, он был страшно удивлен, но после моих настойчивых просьб дать точный список того, в чем они нуждаются, прислал такой список. И вот мы собрали около 800 кг груза, прежде всего это были учебные пособия, художественная литература, одежда, посуда, моющие средства и, конечно же, новогодние подарки. Этот груз был доставлен в школу благодаря депутату Государственной Думы Д.В.Саблину и организации «Боевое братство». Сейчас мы собрали уже вторую партию: это и рабочие тетради на печатной основе, и методические разработки наших педагогов, в которых очень нуждаются, как оказалось, наши коллеги. Теперь это тоже «наша 56-я школа», мы очень переживаем за то, что там происходит, я очень волнуюсь, если не могу дозвониться туда… Но если бы каждая школа Москвы взяла шефство над одной школой Донбасса, им бы было намного легче выжить. Да и для наших детей это настоящая школа милосердия и добра!- Вера Даниловна, ваш директорский стаж составляет свыше 40 лет. Что, на ваш взгляд, самое главное в работе руководителя? Если бы вам предложили дать совет начинающему руководителю, что бы вы сказали?- Вы, наверное, удивитесь. Но в этом году исполняется 50 лет моей работы в должности директора. За эти полвека, конечно, выработалось несколько правил. Одно из них касается приема на работу педагога: для меня очень важной характеристикой последнего является самокритичность. Педагог, у которого есть некоторые сомнения в том, что и как он делает, вызывает у меня заведомо больше уважения, интереса и доверия.Но я почему-то запомнила на всю жизнь слова одного из прежних министров просвещения Российской Федерации Александра Ивановича Данилова, который говорил, что руководитель должен быть вхож во все предметы, как Ломоносов был вхож во все науки, он должен быть стратегом в области образования, как Жуков в военном деле, и должен с бесстрашием Чапаева идти вперед в решении всех задач. Примерно так. И еще всегда важно помнить, что мы выполняем заказ общества и государства! Нам нужно учить и воспитывать всех, и делать это хорошо! И еще очень важно понять, что школа не может дать хорошие воспитание и образование без участия семьи и самого ученика.Наталия ЛОПУХОВА, член управляющего совета, кандидат экономических наук, выпускница школы №56;В.А.МОЧАЛОВ, профессор, выпускник школы №56
Комментарии