История народного образования Приилимья неразрывно связана с началом освоения края первыми землепроходцами. Проникая в Восточную Сибирь с Енисея, отряды русских казаков пришли на Лену в Киренский округ по Ангаре и Илиму. 26 ноября 1816 года здесь открылось первое сельское училище. В него поступили 33 ученика. На его устройство с крестьян было собрано пожертвований 1668 рублей 90 копеек. С 1885 года в округе начинают открываться церковно-приходские школы.
Однако самыми распространенными становятся так называемые школы грамоты (их к 1894 году насчитывалось 40), появление которых связано с деятельностью уголовных ссыльных, получивших в молодости некоторое образование. Они не принадлежат к рабочему классу по рождению и не приспособлены к какому-либо труду. Обучение детей местных крестьян – их единственный заработок в местах причисления. Как только деревенские жители находили подходящего «грамотея», здесь образовывалась школа.
В 1899 году в волостном центре было открыто двухклассное училище, в котором обучалось всего 10 человек. В это время во всей волости было всего шесть учителей, из них только трое – со специальным образованием. Первый выпуск из двухклассного училища из шести учеников (в том числе одна девочка) состоялся в 1901 г. Среди выпускников Семен Косыгин, который по окончании Иркутской учительской семинарии поступил в Томский педагогический институт и стал первым учителем с Илимской земли, получившим высшее педагогическое образование. Проработал в народном образовании 58 лет. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».
Старейший учитель Нижнеилимской школы Павел Калошин в своих воспоминаниях писал: «В 1905-1906 гг. в училище обучалось всего 48 детей, в основном из зажиточных семей. Изучались такие предметы, как Закон Божий, церковно-славянский язык, история Российской империи, арифметика, чтение, грамматика. Большое внимание уделялось чистописанию. Морозы достигали 600, но мы все равно бежали в школу. Так хотелось учиться!»
…Славная и легендарная история нижнеилимского учительства собирается, изучается и бережно сохраняется в Музее просвещения Нижнеилимского района, который открылся в Центре развития творчества детей и юношества 3 октября 1992 года. Учитель во все времена выполнял просветительскую миссию, обучая и воспитывая, приобщал детей к духовным ценностям своего народа, заботился о нравственной чистоте и морали подрастающего поколения. Осмысление связи просветительской деятельности прошлого и настоящего, доказательство того, что истоки культуры в Приилимье находятся именно в деятельности школ, когда учитель является «времен связующей нитью», – главные задачи Музея просвещения.
Олег ИВАЩЕНКО, начальник Департамента образования Нижнеилимского района
Железногорск-Илимский, Иркутская область
Комментарии