search
main
0

Народное единство

4 ноября впервые отмечается праздник День воинской славы России – День народного единства. Начиная с 1995 г., этот праздник отмечался 7 ноября как День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.).

Это был период Смутного времени, когда Русь находилась в глубоком социальном кризисе. Он длился почти три десятилетия – со смерти в 1584 г. царя Ивана Грозного и до 1613 г., когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – государь Михаил Федорович. После смерти Грозного Россией правили его сын, затем Борис Годунов, которого сменил Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев). После убийства самозванца в результате боярского заговора царем стал Василий Шуйский. Но распри и мятежи в стране не прекращались. Восстание Ивана Болотникова, а затем появление на южных рубежах второго Лжедмитрия вызвали новую волну Смуты.

В поисках союзников московское руководство обратилось за помощью к Швеции, которая выделила для участия в боях с войском Лжедмитрия II отряд скандинавских наемников.

За спиной второго самозванца стояла польская шляхта, сама же Речь Посполитая находилась в то время в состоянии войны со Швецией. Все это использовал польский король Сигизмунд III как повод для открытой интервенции против России.

В сентябре 1609 г. 12-тысячное польское войско при поддержке 10-тысячного казацкого корпуса вторглось в Россию. Интервенты осадили Смоленск, героическая оборона которого на два года сковала главные силы врага.

В то время в Москве разгорелся очередной мятеж, в результате которого Василий Шуйский был свергнут с престола, пострижен в монахи, выдан полякам и заключен в темницу. По причине того, что договориться между собой по кандидатуре царя бояре не смогли из-за боязни новых мятежей, «cемибоярщина» пошла на заключение договора с польским военачальником гетманом Жолкевским о признании русским царем польского королевича Владислава IV.

21 сентября 1610 г. бояре ночью впустили в город оккупационный корпус интервентов из 8 тысяч польских и литовских солдат. Несколько ранее, в июне 1610 г., началась война Швеции против России. К весне 1612-го шведы захватили почти всю Новгородчину.

В тяжелый для России час раздался голос патриарха Гермогена, который в окружении польских интервентов не переставал благословлять православных на освободительный подвиг. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 г. антипольское восстание потерпело поражение. Интервенты подожгли город, он почти весь выгорел.

В сентябре 1611 г. нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение, на городском сходе произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».

По призыву Минина горожане добровольно отдавали часть своих доходов на создание земского ополчения. Но их было недостаточно. Поэтому объявили принудительный сбор: каждый должен был внести в ополченческую казну пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний князь Дмитрий Пожарский, который не сразу принял предложение. Согласился при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. Им стал Минин.

Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом, облеченные его полным доверием.

Создавая земскую рать, ее организаторы обратились с призывными грамотами во многие города. Они перекликались с посланиями, которые рассылал по всей стране патриарх Гермоген.

В начале марта 1612 г. нижегородское ополчение начало поход и через месяц вступило в Ярославль. Началось «ярославское стояние», в ходе которого ополченцы продолжали собираться с силами. Выступила и Казанская дружина, с нею был как благословение Божией Матери образ Казанский – список с чудотворной иконы.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. В отличие от первого ополчения Пожарский создал стройную военную организацию. Пешие ратники объединились в полки, а конные – в сотни. Воеводам полков предписывалось проводить обучение ратников, следить за соблюдением воинской дисциплины, а самим военачальникам – быть образцом справедливости по отношению к ополченцам и горожанам. В Ярославле организовали производство холодного оружия – копий, бердышей, рогатин.

В июле 1612 г. значительная часть ополчения двинулась из Ярославля и 20 августа вступила в Москву, расположившись в районе Арбата. В это время к Москве на помощь осажденным полякам шел с 12-тысячным войском гетман Ходкевич. 21 августа он подошел к городу и остановился на Поклонной горе. Пожарский, чтобы преградить путь противнику в Кремль, где находился четырехтысячный гарнизон, стал на левом берегу у Крымского двора. Главные силы под командованием Пожарского располагались на наиболее ответственных участках – в районах Арбатских, Тверских и Никитских ворот.

Всего под Москвой находилось до 10 тысяч русских войск, из них – 2,5 тысячи казаков Д. Трубецкого.

В ночь на 22 августа противник перешел бродом реку Москву против Новодевичьего монастыря и начал готовиться к наступлению, чтобы сломить сопротивление ополчения и соединиться с отрядом, засевшим в Кремле.

Разгадав замысел противника, Пожарский выдвинул в район Новодевичьего монастыря сильный конный отряд и сосредоточил пешие войска в укреплениях Земляного вала. Сражение началось утром 22 августа и продолжалось около семи часов. Значительное превосходство в коннице позволило интервентам оттеснить ополченцев к стенам Белого города. Здесь было множество рвов, и Пожарский приказал своим конникам биться в пешем строю.

Вражеские войска полковника Н. Струся, находившиеся в Кремле, пытались атаковать русских с тыла, но их атака была успешно отражена отрядом, заранее выделенным для этой цели.

На рассвете 24 августа шляхетские войска атаковали ополченцев на правом берегу Москвы. Вначале им удалось добиться некоторого успеха, но потом ополченцы стремительной контратакой выбили противника из укрепления и нанесли ему большие потери.

Не менее упорный бой разгорелся на полуразрушенных стенах Земляного города, но превосходящие силы врага заставили ополченцев отойти к реке. На помощь сражавшимся Пожарский двинул резервные войска, под ударом которых противник не выдержал и отступил. Разгромив Ходкевича, Пожарский все силы направил на овладение Кремлем и Китай-городом, где еще сидели поляки.

15 сентября осажденным было предложено сдаться, но они отказались, надеясь на помощь польского короля. Тогда ополчение Пожарского приступило к осаде. 22 октября (4 ноября) приступом был взят Китай-город. В руках поляков оставался только Кремль, где они еще продолжали хозяйничать, но находились в тяжелом положении. Осажденные были окружены со всех сторон, голодали, а боевые припасы израсходовали. Надежды на помощь уже не было. Доведенные до отчаяния, поляки 26 октября (8 ноября) заявили на переговорах о готовности сдаться и вышли из Кремля.

27 октября (9 ноября) 1612 г. ополчение торжественно вступило в Кремль.

Чудотворный образ Божией Матери находился в передовых отрядах войска. Ополчение совершило торжественный молебен и крестный ход с иконой Казанской Божией Матери в благодарность за избавление от врагов.

Москва радостно праздновала освобождение, но до окончательного изгнания интервентов из страны было еще далеко. Польские и шведские оккупанты не отказались от своих намерений покорить русский народ.

Москва была освобождена прежде всего благодаря высокому моральному духу ратников народного ополчения, умелому руководству военными действиями Пожарским и Мининым, нашедшему отражение как в общем замысле похода, так и в тактических приемах. Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в России, послужило мощным толчком к освободительному движению по всей стране.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте