В канун 2016 года в московском издательстве «Изографъ» вышла книга Ирины Ушаковой «Народная школа Рачинского. Письма из Татевской усадьбы». Она включает в себя публицистические и лирические размышления автора о школе, созданной учителем века, как называли Рачинского в дореволюционной России, анализ методики Рачинского и методики современной школы – Ивановской на Лехте (Ростовский район Ярославской области), где во многом продолжены идеи и практика Рачинского.
В книге читатель найдет информацию о различных духовно-просветительских центрах от Камчатки до Калининграда, созданных в память выдающегося педагога и для возрождения его практики, информацию об организации обществ трезвости, начало которой было положено татевским учителем. Впервые за последнее столетие опубликована статья Рачинского о его методе лечения заикания, применявшемся в Татевской школе, рассказано, как в конце XIX века создавалась православная община.Очерк графа С.Шереметьева «Татево» вернет читателя в золотой XIX век с его высокой дворянской и крестьянской культурой.В настоящем издании нашли свое место и собеседники учителя Рачинского: Константин Победоносцев, Петр Ильич Чайковский, Василий Розанов. Отдельную главу книги, названную строкой Рачинского, обращенной к Толстому, «Истинно любить Бога ты можешь только в живом Христе», занимает исследование о времени и взглядах, о мировоззрениях Льва Толстого и Сергея Рачинского, об их споре о вере, звучащем и сегодня поучительно и назидательно.Для краеведов и любителей старины будет интересна выведенная для широкого читателя история села Татева и «дворянского гнезда» Потемкиных – Рачинских – Боратынских.Почему мы сегодня возвращаем в круг современной жизни забытого в советское время учителя Сергея Рачинского? Профессор Московского университета, член-корреспондент Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) занимает достойное место в сонме своих современников, среди которых музыканты Петр Чайковский и Ференц Лист, поэты Федор Тютчев и Каролина Павлова, писатели Лев Толстой и братья Аксаковы, педагоги Константин Ушинский и Николай Страхов, философы Василий Розанов и Алексей Хомяков. Все они составляли круг друзей Рачинского.Трудами Сергея Александровича Рачинского положено начало педагогики для народной церковно-приходской школы, закрепленное обширной практикой. Их совместная с обер-прокурором К.П.Победоносцевым деятельность по усовершенствованию реформы образования только-только находила практическое применение и обещала колоссальные успехи.За подвижнический труд сельского учителя Рачинского благодарили императоры Александр III и Николай II. Его воспитанниками были выдающийся художник, бытописатель крестьянских детей Николай Богданов-Бельский, известный петербургский священник, законоучитель царских детей, продолжатель трезвеннического движения Александр Васильев и еще более четырех десятков учителей и священников.Научный мир середины XIX века знал Рачинского как профессора Московского университета, впервые возглавившего кафедру физиологии растений, первого переводчика книги Чарлза Дарвина «Происхождение видов».В 1872 г. Сергей Александрович поселился в родовом имении Татево и тридцать лет жизни отдал педагогике и попечению об устройстве школ для крестьянских детей. Впоследствии опыт его школы был использован даже в Англии и Японии.Подзаголовок книги недаром назван «Письма из Татевской усадьбы». Автор этого произведения, несмотря на то что почти всю жизнь прожила в Москве, видит мир из того Бельского уезда Смоленщины, где веками жили ее предки. А частое пребывание на малой родине помогло Ирине Ушаковой воссоздать картины быта прошлого времени. В книге упоминается множество имен земляков автора, описаны старинные села, от которых ныне не осталось и следа. Упоминаются в книге и владельцы этих земель Потемкины, Глинки, Нелидовы, Оленины, Шереметьевы, но в основном разговор идет о Рачинских. Каждый из членов большой семьи Рачинских окончил Московский университет, в основном физико-математический и юридический факультеты, знал несколько языков, великолепно музицировал, владел художественным мастерством.Книга проникнута мыслью о том, что судьба школы – это судьба народа и его будущего. Она написана не только в память о великом педагоге, но и для того, чтобы сегодняшняя школа смогла перенять этот серьезный педагогический опыт и вернуться к тому уровню знаний, каким отличалась во всем мире и царская, и советская школа.
Комментарии