Ольга ГЛАЗУНОВА, кандидат психологических наук, заместитель директора НИИ инновационных стратегий развития общего образования (ИСРОО):
– Национальный проект в области образования и программа «Школа будущего», реализуемая в Москве, дают шанс российской школе для перехода в новый технологический уклад. Это возможность перехода от школы, дающей знания, умения и навыки, к школе, развивающей способности и формирующей компетентности учащихся. Школа развития способностей – это школа, которая интенсивно формирует российский человеческий потенциал. Речь здесь идет о развитии способностей не только особо одаренных детей, а всех категорий учащихся. Такой подход позволяет строить в полном смысле слова народную школу – школу для всех и каждого.
Московская межрегиональная конференция по программе «Школа будущего», прошедшая 18-19 декабря 2007 года с участием иностранных экспертов, показала, что Москве есть чем поделиться с другими регионами России. Результаты реализации программы «Школа будущего» вызвали большой интерес у представителей самых разных российских регионов – Карачаево-Черкесии, Кемерова, Набережных Челнов и многих других.
Необходимость перехода к компетентностному подходу в области образования принимается сегодня всеми. Многие вузы создали компетентностные описания требований к своим студентам и выпускникам. Однако стоят ли за такими описаниями лишь новые слова, выражающие требования к подготовке выпускника, или за ними следует реальное изменение качества работы в системе образования? До сих пор в России школа обучает знаниям, умениям и навыкам. Такое устройство связано с ее технологическим укладом, с инфраструктурой, необходимой для ее существования. Как не допустить того, чтобы отказ от ориентации на передачу только знаний, умений и навыков повлек за собой разрушение контролируемого образовательного результата, а переход на язык компетентностей не оказался бы замещением контролируемого образовательного результата просто словами?
Технологический уклад российской школы определяется подготовкой педагога в вузе, где его учат передавать предметные знания и формировать предметные умения. Помимо этого управление образовательным процессом в школе и его планирование осуществляются в рамках часов, отведенных на преподавание учебных предметов. Контроль и фиксация результатов обучения происходят на основе выполнения заданий, контрольных и экзаменационных работ, направленных на выявление уровня усвоения предметных знаний. Поэтому, когда мы говорим о том, что наша школа должна стать школой развития способностей и компетентностей, мы хотим изменить основной результат ее деятельности. А это значит, что необходимо переработать все основные элементы ее уклада, нацелив их на развитие способностей. Введение компетентностного подхода – это не предъявление списка требований к выпускнику на языке компетентностей, а изменение уклада школы.
Для обеспечения этого процесса мы разработали инновационный технологический пакет перехода от школы, ориентированной на ЗУНы, к школе, ориентированной на развитие базовых способностей учащихся. В состав пакета входят педагогические технологии, позволяющие развивать способности учащихся. Эти технологии предназначены для передачи учителю. Они должны надстраиваться над уже существующими у учителя способами работы по формированию ЗУНов. Таким образом, должно происходить усложнение и повышение качества педагогического профессионализма. Еще одна важная составляющая инновационного технологического пакета – это диагностические технологии, позволяющие оценить достигнутый уровень развития тех или иных способностей. Общий состав инновационного технологического пакета перехода от школы ЗУН к школе развития способностей приводится ниже:
1. Матрица оценки готовности школы к освоению содержания образования, ориентированного на развитие способностей учащихся.
2. Технологии развития способностей учащихся.
3. Диагностические технологии оценки уровня развития способностей учащихся.
4. Технологии индивидуализации обучения и кураторского сопровождения учащихся.
5. Дополнительные технологии: создание детско-взрослой общности и уклада школы, поддерживающих развитие способностей учащихся.
6. Повышение квалификации педагогов в области развития способностей учащихся.
7. Технологии работы с ценностным самоопределением педагогического коллектива. Ценностная переориентация коллектива на работу со способностями учащихся.
8. Изменения в системе управления школой.
На основании данного технологического пакета любая школа может осуществить переход к работе со способностями учащихся как основным образовательным результатом своей деятельности, двигаясь тем путем, который соответствует ее потенциалу и ее особенностям. В разработке технологического пакета принимали участие московские школы, занявшие призовые места в конкурсе «Школа будущего». Это школы №№345,734, 1314,1679,1835, 2030.
Программа «Школа будущего» позволила разработать видеостандарт развития одной из базовых способностей учащихся – способности понимания. Уровень понимания определяет, насколько ребенок может участвовать в процессе обучения как таковом, поскольку реальность обучения разворачивается в коммуникативной среде.
Основная сложность в инновационной работе состоит в том, чтобы осуществить узнавание в каждодневной практике своей работы с ребенком тех теоретических конструкций, которые описаны в книгах либо представлены мастером. Видеостандарт, состоящий из материалов, показывающих разные уровни реализации в учебной работе способности понимания и нормативного комментария к тому, что происходит на экране, позволяет преодолеть эту сложность и понять, как работает новая диагностическая технология.
Мы разработали диагностический стандарт развития способности понимания для старшего дошкольника (6 лет), первоклассника, ученика 4, 5, 9 и 11-го класса. Важнейшее условие перехода к школе развития способностей – наличие диагностических средств, позволяющих оценивать уровень их развития. Программа «Школа будущего» позволила разработать батарею таких методик. Выстроена система сравнительного мониторинга развития способностей учащихся разных школ. Такая система позволяет оценить не только различия в общем уровне качества развития способностей учащихся разных школ, но и сопоставить те изменения в развитии детей, которые происходят при введении в школах новых технологий различного типа. В сегодняшних условиях, когда школы стали довольно сильно отличаться друг от друга, это становится важным средством управленческого анализа.
Проблема сегодняшнего дня – создание средств для объективного сравнения уровней образовательной успешности российских учащихся и учащихся других стран. Данные международного мониторингового исследования PISA, поставившего Россию на 25-32-е место в мире в области развития компетентностей выпускников основной школы, в 2007 году неожиданно не подтвердились данными международного сопоставительного исследования PIRLS по начальной школе, отдавшего учащимся нескольких школ Москвы 1-е место в области сформированности компетентностей чтения и понимания текстов. В любом случае следует сказать, что диагностический инструментарий, используемый в международных мониторинговых исследованиях, не соответствует типу и основным тенденциям развития содержания образования российской средней школы. В то же время диагностический инструментарий, разработанный на основе мыследеятельностного подхода в рамках программы «Школа будущего», может служить гораздо более объективным средством сравнительной оценки образовательной успешности школьников разных стран. На его основе должен быть создан российский проект международного сопоставительного мониторинга образовательной успешности учащихся.
Переход российской школы на новый уровень работы, определяющийся целью развития способностей и формирования компетентностей учащихся как главной в звене среднего образования, требует постановки и решения в среднесрочной перспективе следующих управленческих задач:
1. Создать методико-диагностические центры для проведения сопоставительного мониторинга развития способностей и компетентностей учащихся средней школы.
2. Начать подготовительную работу для пробного введения качественной оценки сформированности ключевых компетентностей учащихся в аттестат об общем среднем образовании наряду с балльной оценкой освоения учебных предметов.
3. Начать подготовительную работу по превращению сравнительного мониторинга развития способностей и компетентностей учащихся средней школы в одну из вариативных форм государственных экзаменов и других видов итоговой аттестации по курсу обучения в отдельных классах.
Реализация программы «Школа будущего» в Москве показывает, что у российского среднего образования есть все основания и условия для того, чтобы вернуть себе достойное приоритетное место среди систем образования стран мира. Для этого необходимо опираться на инновацию достижений, созданных в системе московского образования за последние 18 лет.
Основные направления работы
Разработка инновационного технологического пакета перехода от школы, ориентированной на ЗУНы, к школе, ориентированной на развитие способностей и компетентностей.
Разработка и апробация сопоставительного мониторинга развития базовых способностей учащихся московских школ.
Видеостандарт развития способности понимания учащихся на разных ступенях средней школы.
Комментарии