search
main
0

Народная культура спасет школу Не будем иванами, не помнящими родства!

Динамика современной жизни все быстрее и быстрее удаляет нас от уклада старого русского быта, от традиционной культуры.

Так есть ли смысл возвращаться в прошлое, чтобы извлекать оттуда “устаревшие” знания о жизни? Стоит ли хранить родовую память? Да, стоит. Не случайно у наших предков была поговорка об Иване, не помнящем родства.
В 1990 году в образовательной системе появился новый предмет – “Народная культура”, автором которого была Татьяна Пигилова – личность яркая, незаурядная, щедро одаренная многими талантами. Уроженка нижегородской земли, Татьяна Александровна с детства впитала в себя традиционную культуру предков.
Уже в конце 80-х годов у нее сложилась концепция непрерывного образования и воспитания детей в народной культуре.
Структура программы предмета мудро продумана, обязательными являются 5 “ступеней” в постижении народной культуры:
1. “Народная философия и народная педагогика”.
2. “Жилище как Космос”.
3. “Одежда как Космос”.
4. “Искусство народных праздников”.
5. “Традиционные русские ремесла”.
Татьяна Александровна собрала вокруг себя учеников, вернее было бы сказать, учениц, творчески мыслящих учителей разных предметов, воспитателей и музыкальных работников детских садов. Каждой своей ученице она предоставила право создания своей собственной, авторской, программы по предмету “народная культура”. Так появился круг учителей народной культуры, творческое объединение, созданное Т.А.Пигиловой при ИПК и ПРНО Московской области. Татьяна Александровна была инициатором ежегодных экспедиций “По местам народных промыслов”, где ее ученицы знакомились с мастерами, хранителями традиционной культуры.
Переподготовка шла в двух ИПК работников народного образования: Московском областном и республиканском (ныне Академии ПК и ПРО).
Сейчас ее ученицы работают не только в Подмосковье, Москве, но и в Ивановской, Псковской, Тверской, Пензенской областях, Поволжье, Якутии. Продолжают заниматься переподготовкой учителей ИПК и ПРНО Московской области, а также АПК и ПРО, в которой курсы имеют название “Школа народной культуры им. Т.А.Пигиловой”. В АПК и ПРО ежегодно проходят конференции для всех, занимающихся народной культурой под названием “Татьянин день”. На последней конференции участниками было направлено письмо-ходатайство в Министерство народного образования РФ о присвоении Т.А.Пигиловой звания “Народный учитель” (посмертно).
Не так радужно обстоят дела с преподаванием народной культуры в образовательных учреждениях. Если детские сады более охотно вводят этот предмет в свои образовательные программы, то далеко не во всех школах и гимназиях торопятся ввести его в расписание.
Между прочим, не случайно предмет назван автором “Народная культура”, а не “русская народная культура”, что, вне сомнения, сузило бы рамки предмета. Ведь на уроки приходят дети разных национальностей (особенно в условиях местонахождения нашей гимназии, недалеко от железнодорожной станции и рынка). Ни один ребенок не бывает обижен или ущемлен в своих национальных чувствах на уроке, например, мусульмане не без удовольствия рисуют православные храмы, изучают иконы, ведь в культуре каждого этноса есть общее – “космическое, данное Космосом”, и местное – ландшафтное. Культура не разъединяет, а, напротив, объединяет людей разных национальностей. И это не важно, что мальчик-азербайджанец хотел нарисовать русский костюм, а вышел азербайджанский, мы все равно вместе восторгаемся его умением увидеть общую отличительную черту народных костюмов – “обереговую”.
На протяжении ряда лет наша гимназия проводит семинары-практикумы по народной культуре, куда приезжают учителя, преподающие этот предмет, начинающие и опытные.
В конце каждого учебного года у нас традиционно проходят уроки по теме “Душа народа, запечатленная в веках”. На одном из таких уроков присутствовали гости, среди приглашенных были и директор городского краеведческого музея Н.А.Сотникова, а также профессор литературы ИГУМО Д.А.Донская.
На уроке шло общение и разговор о вечном и преходящем, о душе народа, о надобности собирать и хранить старинные вещи, памятники прошлого, а девизом урока была перефразированная поговорка: “Не будем иванами, не помнящими родства!”
Профессор литературы ИГУМО, член жюри московского форума “Одаренные дети” Д.А.Донская воскликнула: “Я не ожидала, что это будет урок высокой духовности, мне думалось, что я услышу разговор о народных промыслах, я рада, что получила от вас и ваших детей приглашение посетить вашу гимназию”.
Хочется верить, что все же мне удалось убедить руководителей образовательных учреждений о нужности и своевременности введения предмета “народная культура”, что в скором времени не будут редкостью такие слова директора: “А у нас преподается народная культура и есть много кружков, где дети обучаются народным ремеслам”.
А может быть, и педагогические вузы заинтересуются этим предметом и смогут дать фундаментальную подготовку студентам, будущим преподавателям народной культуры?
Ираида ЩЕРБАКОВА,
учитель народной культуры гимназии N 1
Железнодорожный,
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте