search
main
0

Народ министра поддержал

​Министр образования Москвы Исаак Калина резко изменил формат общения с населением: вместо обычных двух часов встреча с жителями Северного округа продолжалась с раннего утра до позднего вечера.

На совещании в Департаменте образования Исаак Иосифович предложил проводить традиционные встречи в округах по-другому: отвечать на вопросы в течение всего дня должны специалисты из разных управлений департамента и окружного управления образования, после чего вечером пусть проходит как таковая сама встреча. В этом случае и охват населения будет шире, и ответов удастся дать больше, и получить от москвичей больше информации о действительном положении дел. Словом, возникла идея о своеобразном эксперименте в Северном округе, который, судя по тому, как он прошел в префектуре САО, для Департамента образования теперь станет практикой. Во всяком случае, на вечерней встрече народа с Калиной в САО прозвучали предложения от нескольких выступающих жителей – пусть руководители и других департаментов Правительства Москвы так же организуют свои приезды в округа. В самом предложении так изменить сценарий традиционной встречи вроде ничего супернового и не было, если бы не один существенный нюанс: параллельно со специалистами прием должен был вести и сам министр. Правда, в это по-настоящему никто не верил: слишком много дел у министра, чтобы целый день отдать на разговоры с москвичами. Однако скептики были посрамлены. Ровно без пяти девять утра министр образования Москвы Исаак Калина вошел в здание префектуры Северного округа. Народ в это время еще спал или был занят делами, а может, просто не догадывался, что встречи с ним ожидает министр Правительства Москвы, чтобы ответить буквально на все вопросы о деятельности столичной системы образования. Хотя сказать, что не догадывался, будет большой натяжкой – информацию о будущей встрече получили все жители Северного округа (она была размещена на многих сайтах и в СМИ). Наверное, все же дело было в том, что действительно никто по-настоящему не верил, что Калина приедет, да еще чуть раньше объявленного времени. Но как только другая информация – Исаак Иосифович сам принимает население – распространилась по округу, к четырем часам к дверям его кабинета, специально отведенного для приема в САО, уже выстроилась очередь желающих пообщаться один на один с руководителем столичного образования, причем никакого фильтра, отбора (этого – пускать, этого – ни за что) или предварительной регистрации не было. Кто пришел, тот и мог попасть на прием.Удивительно, но за столь короткое время был придуман и реализован целый процесс: за столами в фойе префектуры сидели представители образовательных организаций Северного округа и каждый житель мог ознакомиться со школой в своем микрорайоне, узнать о перспективах ее развития, задать вопросы. Дальше можно было пройти к специалистам. За целый день работы начальник Северного окружного управления образования Ольга Сусакова, заместители начальника Управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования Москвы Мария Цапенко и Надежда Васильева, исполняющий обязанности руководителя Дирекции ДОгМ Константин Криворучко, руководитель территориальной группы городского Методического центра Галина Демина, председатель окружной организации Общероссийского профсоюза образования Наталия Шулейкина сумели принять (и провести обстоятельный разговор) около 50 жителей Северного округа, которых интересовали дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование, строительство новых школ и детских садов, капитальный ремонт, методическое сопровождение педагогических работников, защита прав педагогических работников. Работа принимающих была очень напряженной, ведь им приходилось одни проблемы решать на месте, другие ставить на контроль, третьи брать на заметку, чтобы учесть в дальнейшей деятельности. Свои задачи решал в это время в выделенном для него кабинете префектуры Исаак Калина, у которого на разговор с каждым посетителем уходило в среднем по пятнадцать-двадцать минут, то есть и у него темп работы был весьма напряженным. Одной из самых интересных посетительниц оказалась старая знакомая Калины – первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, которая, будучи в командировке в Москве и узнав о мероприятии, приехала в префектуру САО с представителем Великих Лук, чтобы получить от московского министра ответ на свой вопрос. Дело в том, что еще до того, как Исаак Иосифович возглавил Департамент образования Москвы, тогдашний начальник Управления образования Псковской области Вера Емельянова и Западное управление образования ДОгМ подписали соглашение о межрегиональном сотрудничестве. С тех пор, как говорится, много воды утекло, Вера Васильевна стала первым заместителем губернатора Псковской области, Исаак Иосифович – министром образования Москвы, сотрудничество то успешно развивалось, но уже настало время внести в него новые ноты. Какие новшества это будут, как сложится дальнейшее сотрудничество, и спрашивала Вера Васильевна. Как говорится, договоренность о намерениях была достигнута.В очереди у кабинета, где был Исаак Иосифович, стояли разные люди: никто у них не спрашивал, кем и где работают, может быть, поэтому желающие попасть на прием очень охотно рассказывали о проблемах, с которыми пришли. Проблемы были разными, правда, некоторые из них можно было бы решить в школе, не обращаясь к министру. Одна из посетительниц – бабушка ученицы начальной школы – пришла пожаловаться… на родительский комитет, который присылает ей SMS с требованием сдать 2000 рублей на покупку мешков для мусора и салфеток. Недолго постояв в очереди и еще раз подумав, бабушка отправилась восвояси, все же поняв, что решить проблему может только вместе с родителями того класса, где учится ее внучка. Две сравнительно молодые женщины попытались придать визиту к министру образования скандальный оттенок, вручив ему воззвание с призывом об отставке. Конечно, можно было поспорить с авторами воззвания, указав на вопиющие ошибки в этом тексте, допущенные явно по незнанию деятельности системы столичного образования, можно было сказать, что большинство из тех, кто подписывал в Интернете это воззвание, уж точно не знают проблем системы образования столицы (или знают их понаслышке), так как не работают в ней и не учат своих детей в московских школах. Но всего этого Исаак Калина не сделал и перевел разговор в деловое русло. По инициативе одной из посетительниц первой стала тема о том, почему продленка стала платной, почему раньше в бюджете программы «Столичное образование» деньги на продленку выделяли, а теперь нет. Тут министр ответил достаточно развернуто и обоснованно: дело в том, что деньги на продленку в бюджете выделяли несколько лет назад, когда еще не все школы получали повышенный норматив в 123 тысячи рублей на ученика (одни работали в рамках пилотного проекта по разработке новой системы оплаты труда и новой системы нормативного финансирования, другие – нет), и эти бюджетные средства компенсировали разницу. Когда же все стали получать повышенный норматив, денег на продленку школам должно было хватить. И, кстати, хватает, только 19 школ столицы обратились к учредителям – окружным управлениям образования – с просьбой разрешить взимание платы за продленку и утвердить сумму этой платы (Если кто-то берет деньги без утверждения, то это нарушение, за которое накажут, если родители, что называется, назовут, «пароли, адреса, явки».) Вторая посетительница задала вопрос о работе психолого-медицинской педагогической комиссии. У нее было предложение разместить на сайте Департамента образования информацию о том, какие шаги должны сделать родители, для того чтобы привести ребенка на эту комиссию. А потом еще одно – как сделать доступной в архиве запись традиционного селектора Департамента образования. Словом, разговор, начавшись с потенциальной конфронтации, закончился все же на позитивной ноте.Следующая посетительница говорила исключительно о своей судьбе. До создания одного из образовательных комплексов она была весьма успешной заведующей детским садом – участником проекта ЮНЕСКО по дошкольному образованию. Ее детский сад вошел в образовательный комплекс, она успешно прошла аттестацию на должность руководителя, после чего ее попросили поработать в одной из прогимназий, в которой был конфликт с управляющим советом. Этот совет, весьма своеобразно трактовавший свои права, разослал столько писем-жалоб, что в конце концов в прогимназию зачастили проверяющие. В результате жалобщики забрали своих детей и ушли в другие школы, а в прогимназии остался только один первый класс, и сегодня родители уже приняли решение о том, что прогимназия должна войти в один из близлежащих образовательных комплексов. Заведующая решила возвратиться на прежнее место работы, но по некоторым причинам это не получилось. Решить все возникшие проблемы Исаак Калина, разумеется, сразу не мог, ведь разные стороны всегда по-разному интерпретируют суть конфликта, поэтому взял все документы, записи разговоров посетительницы с различными чиновниками от образования и пообещал разобраться. С верой, что все будет решено по справедливости, посетительница покинула кабинет. А ее место за столом заняли сразу два директора школ, объединяющихся в образовательный комплекс. Вопрос у них был один – разработали программу и хотели, чтобы Калина на так называемой волонтерской основе выступил ее экспертом, все же когда-то он тоже был директором учебного заведения. Программу Исаак Иосифович положил в папку, пообещал прочитать и дать оценку.Изначально было обещано давать ответы до 18.00, пора было заканчивать, но тут пришел председатель родительского комитета одной из школ, не принять которого министр просто не мог. Здание школы находится на капитальном ремонте, на 70 процентов тот выполнен, а дальше подрядчики дело застопорили. Что делать? Тут уже был приглашен и. о. руководителя дирекции Константин Криворучко и совместно выработан конкретный план действий. А в это время в большом зале префектуры собрались жители Северного округа, чтобы задать свои вопросы министру образования Москвы Исааку Калине и префекту Северного округа Владиславу Базанчуку, послушать ответы на вопросы других. В зале было много депутатов, в частности, приехали депутаты Мосгордумы – директора школ Ирина Ильичева и Надежда Перфилова, народная артистка России Надежда Бабкина, народные избранники сидели и слушали, что-то записывали. Для начала всех собравшихся решили все же проинформировать, как развивается система окружного образования – с небольшим, но содержательным докладом выступила начальник Северного окружного управления образования Ольга Сусакова, затем зал стал задавать вопросы. Что интересно, задавали их не простые жители округа, а депутаты-муниципалы, которых интересовало, как вернуть в школу учителей труда, как готовить юношей к службе в армии, как решать проблемы детей с ОВЗ, нужно ли вводить бесплатные обеды для тех, кто остается в продленке, и многое другое. Этот вечерний марафон вопросов и завершил день образования в Северном округе.Сегодня можно сказать, что эксперимент в Северном округе удался. Помимо всего прочего он показал, что практически нет былых общих проблем, которые обычно волновали жителей: по приему в детский сад и первый класс, по объединению в комплексы, по судьбе коррекционных школ, по финансированию образования, по поставке учебников и оборудования, по ремонту и благоустройству территорий, вопросы были в основном или на городском уровне, или личными, в том числе по разрешению конфликтов и соблюдению прав педагогических работников. Это значит, что наконец-то деятельность системы образования за четыре последних года вошла в нормальную колею и теперь можно говорить исключительно о ее дальнейшем развитии.А Департамент образования уже наметил новые изменения в проведение встреч с жителями в округах, например, сегодня обсуждают такой сценарий, когда предваряющий ответы министра и префекта рассказ о развитии окружной системы образования прозвучит из уст куратора – заместителя руководителя Департамента образования, одного или нескольких председателей межрайонных советов директоров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте