Крупным нововведением бронзового века стало возникновение государства и права. Это было следствием увеличения численности населения, усложнения социальных отношений. Требовалось упорядочить эти отношения, устранить как право сильного, так и неопределенность. Обществу надо было защищать и регулировать зарождающуюся частную собственность, обеспечивать условия для воспроизводства. Те слои населения, которые оказались на верху социальной лестницы, требовали защиты своих привилегий, закрепления своего господства. Государство взяло на себя организацию некоторых общественных работ: строительство и поддержание ирригационных сооружений, храмов, дворцов, водопроводов, усыпальниц и т.п. Это способствовало расширению государственной собственности. С увеличением плотности населения и накоплением богатств, участившимися войнами необходимо было иметь профессиональную армию. Появились первые письменные документы, системы мер и весов и др. Отношения между людьми регламентировались моральными нормами, возникли первые юридические документы.
Письменность возникла у шумеров приблизительно в 3300 г. до н.э., в Египте в 3000 г., в Китае в 2000 г., у финикийцев около 1000 г. Причем в первых письменных документах фиксировались вовсе не мифы и предания. В них шла речь о размахе строительных работ, о собранных урожаях, о количестве земли, войск, стад, охране собственности, имущества, об основных принципах древнего правосудия, о наказаниях.
Вспомните, на чем и как писали представители древнейших цивилизаций.
Один из первых сводов законов – законы Хаммурапи. Какую информацию о жизни людей мы можем получить из этого документа?
Главным результатом городской революции было появление древнейших культур и цивилизаций (шумерская, аккадская, египетская, вавилонская, индийская, китайская, крито-микенская).
«Революция осевого времени» (середина I тысячелетия до н.э.)
При переходе к железу люди стали производить такое оружие, которое стало угрожать выживанию человечества.
Стальное оружие оказалось значительно легче, прочнее и дешевле бронзового. Это позволило вооружить практически все мужское население. Вместо профессиональных армий появились «народные ополчения».
В результате опустошительных войн уничтожались города, народы, отвлекались от производства и гибли миллионы здоровых мужчин, разрушались производительные силы, богатства культуры. Размах войн был таков, что металлическое оружие могло уничтожить целые народы.
Перед обществом встал вопрос о самосохранении, о поиске сдерживателя, ограничителя, который бы сохранил человечество, спас от всеобщего истребления. Такое средство было найдено в «осевое время».
Понятие «осевое время» ввел в оборот немецкий философ Карл Ясперс. Эта эпоха охватывает несколько веков I тысячелетия до н.э. (между 800 г. до н.э. и 200 г. н.э.). Это период, который, по словам Ясперса, ознаменовался появлением «человека такого типа, какой сохранился и по сей день», когда зародились мораль и совесть, появилось то, что мы теперь называем нравственным выбором, личной ответственностью. «Осевым» Ясперс назвал время, когда одновременно, независимо друг от друга, в разных частях света, в разных цивилизациях и культурах возникли мысли, идеи, воззрения на мир и на себя, которые были едины в одном – в осознании «бытия в целом, самого себя и своих границ». Эти идеи показали, что люди осознали весь «ужас мира» и собственную беспомощность, что, стоя над пропастью, стоя перед гибелью, люди искали пути спасения, пути освобождения.
«Осевое время» – время зарождения мировых религий и философии. В «осевое время» отлаженная в течение многих тысячелетий система была потрясена до основания в результате тех сдвигов, которые произошли в первом тысячелетии до нашей эры. В это время в Индии, Китае, Палестине и Элладе были заложены духовные основы того типа человека, который существует и поныне. Конфуций и Лаоцзы, Будда и Заратуштра, палестинские пророки, греческие философы Гераклит, Сократ, Платон творили в «осевое время», когда возникли все основные направления философской мысли, основные религии: буддизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, религия еврейских пророков, заложены предпосылки возникновения христианства и ислама.
Главным достижением «осевого времени» было возникновение идей, оказавших большое влияние на развитие культуры, современной морали, замену мифологического мышления критическим. Главным регулятором поведения человека постепенно (вместо богобоязни) становилась совесть. К. Ясперс отмечал, что «враги учились видеть друг в друге людей, понимать и сочувствовать друг другу».
Возникновение осевых культур и цивилизаций стало революционным прорывом, изменившим весь ход истории человечества.
Великие мудрецы «осевого времени»
Современные историки спорят и о времени, и о месте, где жил Заратуштра, или по-гречески Зороастр. Одни считают этого мудреца мифологическим персонажем, другие считают, что это реальное историческое лицо, иранец, живший в VII-VI вв. до н.э. (то ли в самом Иране, то ли в заволжских степях). До Заратуштры не было представлений о добре и зле. Он не только выделил их как понятия, но и создал представление о борьбе между ними, о перспективе победы Добра над Злом. Поэтому, считал Заратуштра, каждый человек выбирает свой путь между Добром и Злом, различает их, отвечает за свой выбор. От Заратуштры ведут начало образы Бога и Дьявола, рая и ада, чистилища, о Втором пришествии и Страшном суде. Он – основатель зороастризма, древнейшей из религий откровения.
В VI в. до н.э. в северной Индии возникло религиозно-философское учение буддизм. Его основателем был Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (принц из рода Шакьев). Когда ему было 29 лет, Гаутама бросил все – богатство, власть, аристократическое окружение, семью, даже новорожденного сына. Он ушел, чтобы увидеть мир, изучать священные тексты, встречать на пути мудрецов, осмысливать бытие и открывать истину.
Однажды Сиддхартха Гаутама, достигший к тому времени 35 лет, сидел под большой смоковницей. Там он и дал торжественный обет, что не встанет со своего места до тех пор, пока не разрешит загадку страдания людей, даже если ему придется оставаться там так долго, что высохнет его кровь и истлеют его кости. Так сидел он 49 дней. Несмотря на дьявольские искушения, Гаутама разгадал тайну страдания, понял, почему мир полон горестей и бедствий. Он понял, как можно их победить. Поэтому его и прозвали Буддой (Просветленным). Сам бог Брахма сошел с небес и убедил Будду открыть свое учение миру.
Более сорока лет Будда ходил по дорогам Индии, проповедуя свое учение, и умер, по преданию, на восьмидесятом году жизни. У него осталось много учеников и последователей. Буддийские монахи заучивали и периодически повторяли слова Учителя – его изречения и афоризмы, составившие сборник «Дхаммапада».
Царь Кир II и царь Ашока
Царь Кир II, основатель Ахеменидской державы, был «странным» царем. Он «открыл», что выгоднее «успокоить» завоеванные народы, привлечь их на свою сторону, чем подвергать их полному истреблению. Это «сэкономит» силы.
Вот что записал в своих «Анналах» «обыкновенный» правитель – ассирийский царь Ашшурнацирапал II (IХ в. до н.э.): «Многих людей живыми я захватил в руки – одним я отрубил кисти или пальцы, другим отрубил носы, уши, …многим людям ослепил глаза. Я сложил одну башню из живых людей, другую из голов и привязал к столбам их головы вокруг их города. Их юношей и девушек я сжег в огне, город разрушил, сжег в огне и пожрал его».
А Кир II, захватив Вавилон в 539 г. до н.э., обратился к населению с таким воззванием: «Мы пришли освободить вас и ваших богов от вашего царя».
Конфуций жил в Китае более двух с половиной тысяч лет назад. Его учение впитало в себя достижения китайской цивилизации за предшествующие полторы тысячи лет. Он, как и другие мудрецы «осевого времени», завещал систему этических норм – честность, бережливость, верность долгу, милосердие, уважение к старшим, неприятие доносов, склонность к компромиссам.
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление, второй, самый легкий, – подражание, третий, самый горький, – опыт», – говорил Конфуций.
Сделать жизненный опыт легче, осмысленнее поможет учение. «Учись так, словно твоих знаний тебе вечно не хватает и ты страшишься их потерять», – завещал Конфуций.
Важнейшее влияние на формирование общечеловеческой морали оказали слова Конфуция: «Вот основа милосердия: не причиняй другим то, чего не желаешь себе. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольства».
Конфуций стремился к гуманизации государственной власти: «Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым», – говорил он правителям.
Иисус Христос
В Евангелиях Иисус из Назарета – галилейский проповедник. Христос же – имя нарицательное, означающее «помазанник», «мессия». В Евангелиях эти имена не стоят рядом. Никто из учеников Христа, кроме Симона-Петра, не был уверен, что Иисус – это и есть Христос.
Христос учил, что с помощью насилия нельзя сделать мир лучше: зло плодит только зло. Как в другом месте и в другое время Конфуций, Евангелие призывает: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 6, стих 31). Поэтому надо делать добро не только тем, кто делает его вам: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего» (там же, стих 35). Как другие религии «осевого времени», проповедь евангельского Христа призывала к нравственному самосовершенствованию. Христианство проповедовало индивидуальную ответственность, равенство, ведь Бог создал всех людей, Христос умер за всех, ведь «Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
Древнегреческий мыслитель Сократ (470-399 гг. до н.э.) основал этическую философию, важнейшими категориями которой были нравственный долг и совесть. Его наставниками были софисты-мудрецы и наемные учителя красноречия. Осуждая софистов за то, что они брали плату за обучение, Сократ развивал их мысль о том, что «человек есть мера всех вещей…» и утверждал: «Главная добродетель юноши – ничего сверх меры». Мыслитель утверждал, что знание есть добродетель. Сократ ничего не записывал, и поэтому мы знаем о нем и его взглядах по сочинениям других авторов. Его метод – диалог с собеседником, «сократическая беседа». Чаще всего Сократ задавал вопрос: «Для чего это может служить?» Он всегда искал пользу во всем, осуждал всякое знание, в котором нет пользы. А саму пользу он выводил из справедливости. Именно из справедливости он исходил, оценивая поступки и мысли современников.
От Сократа ведет свои истоки совесть как особый регулятор человеческого поведения. Выявление совести как механизма самоконтроля и самонаказания было важнейшим его «открытием». Герои Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида говорили о страхе, стыде, позоре, но не переживали по поводу ущерба, наносимого их действиями другим людям, если это не грозило разоблачением, публичным осуждением, наказанием. Их мораль пронизана богобоязнью, ведь от богов ничего не скроешь, их кара неотвратима. Только Сократ в эпоху расцвета Греции V в. дал рождение феномену совести как ответственности перед собой, а не только перед богами.
В Древней Греции, первой заложившей основы демократии, введшей понятие гражданин, появились идеи гражданского долга, счастья гражданина.
В «осевое время», в определенных исторических условиях, произошел переход от политеизма к монотеизму, появились основы современной морали, этическая философия.
Главным принципом человечества в осевое время стал принцип «Не убий».
И, что самое существенное, именно в ту эпоху постепенно выделились и оформились мировые религии: буддизм, христианство, ислам.
Кризис аграрного общества. «Промышленная революция»
Вспомните, что такое аграрный и что такое промышленный переворот. Каковы особенности аграрного переворота в Англии? России? Других странах? Каковы особенности промышленного переворота в Англии, России, других странах?
Гигантская распашка в Европе, наступление на леса вызвали индустриальную революцию, переход от общества аграрного к индустриальному. Рост городов средневековья превращал их в свалки отходов, а это в свою очередь приводило к возникновению «черной смерти» – чумы, от которой погибали целые семьи, кварталы, города. В средневековом Смоленске после одной из эпидемий остались в живых всего четыре человека. В ХIII – ХVI вв. в связи с распространением земледелия наступление на леса, реки, озера сопровождалось их гибелью. Угроза истребления, истощения плодородных земель, полей, лесов заставляла человека искать новые, относительно щадящие природу технологии. Индустрия на первых порах была спасением для человечества, так как в большей мере сохраняла природу как таковую. Русский философ Николай Федоров отмечал: «Истощение земли, истребление лесов… проявляющееся в наводнениях, засухах… побуждает нас не оставлять тщетными все эти предостережения. Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующаяся, но не восстанавливающаяся, не может иметь другого результата, кроме ускорения конца».
В ХIII – ХIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215-1350 гг.), с другой – причинами рукотворными. Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, дававшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее минеральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце ХIII в. Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В ХIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду.
Наступал экологический кризис. Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315-1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума ХIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн.). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г.
Последствиями кризиса ХIII-ХIV вв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капитализму как более эффективному способу производства.
После эпохи «осевой революции» и создания мировых религий духовная жизнь человечества в течение многих столетий развивалась по тем направлениям, которые были тогда заданы. Однако с ХVI-ХVII веков происходит коренной перелом, формируется «вторая ось» человеческой истории. Центральным событием эпохи стала «научная революция», возникновение в ХVII веке новой науки, основанной на научном эксперименте, на активной роли человека в процессе познания. Для новой науки Вселенная принципиально незамкнута, перспективы познания неограниченны. Две главные предпосылки возникновения данного духовного феномена:
1. Христианский подход к миру, согласно которому мир есть творение Божье, и этот мир достоин познания.
2. Новое представление о роли человеческой личности, возникшее в эпоху Возрождения (ХIV – ХVI вв.). Человек начинает восприниматься как ценность сам по себе, в единстве как духовного, так и телесного начала.
Создатели новоевропейской науки были религиозными людьми, однако Бог у них превратился в великого Часовщика, великого механика. Законы механики, принципы Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», Бэкона «Знание – сила» характеризуют науку ХVII – ХVIII вв. Наука того времени считала движение объектов, происходящее в соответствии с механической логикой и предопределенное заранее, не допускающее альтернатив.
Научная революция ХVII – ХIХ вв. имела многообразные последствия. Теперь для объяснения мира Бог оказывался ненужным. На его место был поставлен человек. Наука стала претендовать на полное исчерпывающее знание о мире, в том числе о самом человеке. Претензии разума проявились и в творчестве Блеза Паскаля, Иммануила Канта, Фихте, Гегеля, О. Конта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Христианская мысль пыталась реагировать на вызовы времени. Труды С. Кьеркегора, книги Ф. Достоевского анализируются автором. Становление новой науки имело огромные исторические последствия. Оно привело к возникновению современной техники, с помощью которой представители западной цивилизации поставили под свой контроль весь остальной мир и начали промышленное освоение нашей планеты. В конце ХIХ века подведены итоги науки, нашедшей свой ход в ХVII веке, завершена система классической механики. Вот краткое перечисление самых основных из достижений науки (естествознания) этого периода:
Теория электромагнитных явлений.
Кинетическая теория теплоты.
Закон сохранения энергии.
Создание термодинамики.
Клеточная теория.
Открытие закономерностей наследственности.
Эволюционная теория.
Создание основ химической атомистики и утверждение атомно-молекулярных представлений.
Теория строения химических соединений.
Открытие периодической системы элементов.
Возникновение и успешное развитие экспериментальной психологии.
На исходе ХIХ века в трех лабораториях Европы было сделано три великих открытия:
1. В 1895 г. немецкий физик В. Рентген открыл рентгеновское излучение.
2. В 1896 г. Французский физик А.А.Беккерель открыл явление естественной радиоактивности солей урана.
3. В 1897 г. английский физик Д.Д.Томсон открыл электрон.
Эра неизменного атома как основы и первокирпичика мироздания безвозвратно ушла в прошлое. К числу опор классического естествознания относились введенные Ньютоном понятия пространства и абсолютного времени. Создав теорию относительности, А. Эйнштейн показал, что в природе нет абсолютного пространства и абсолютного времени:
1. Они неразрывно связаны;
2. Течение времени зависит от физических, материальных процессов.
«Информационная революция». Кризис индустриального общества
Промышленная революция продемонстрировала неравномерное развитие стран: промышленно развитый и процветающий Север, где живет всего 1/4 населения Земли, «съедает» 70% планетарных ресурсов. Юг же голодает. Он неграмотен (на Индию приходится 1/3 неграмотных всего мира, на Китай – 1/4. Даже в Бразилии, где в последнее время наблюдается экономический подъем, – 20 млн. неграмотных). Юг взрывоопасен.
С ростом промышленного производства, населения, городов, совершенствования индустриальных технологий человек снова стал потреблять природу в таком количестве (но на ином уровне и в ином качестве), что создалась угроза ее уничтожения. Психология неисчерпаемости природы, ее ресурсов, экстенсивное хозяйственное развитие, осознание себя хозяином природы создали угрозу природе, а значит, выживанию человека. Нарушается экологический баланс планеты.
200 лет назад английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834) увидел угрозу человечеству в перенаселении планеты. Для доказательства своей идеи он ввел закон, в соответствии с которым рост населения планеты увеличивается в геометрической прогрессии (1 : 4 : 8 : 16 и т.д.), между тем как средства существования растут только в арифметической (1 : 2: 3 : 4 и т.д.). По его расчетам выходило, что у пары людей через 250 лет будет 2048 потомков, тогда как 2 единицы средств существования вырастут за тот же период только до 22. Таким образом, большая часть населения обречена жить в бедности и нищете. Плохое питание и болезни повлекут за собой рост смертности, что вновь восстановит равновесие между населением и продовольственными ресурсами. Однако 200 лет, прошедшие с момента появления книги «Очерки народонаселения», показали, что закон Мальтуса не оправдался. Население росло не так быстро, как происходили открытия и усовершенствования в различных отраслях производства.
Среди глобальных проблем человечества, возникших в индустриальном обществе, перед человечеством, особенно в последнее время, на одно из первых мест выдвигается проблема планетарных изменений природной среды. Еще в 1980-е гг. группа российских ученых во главе с академиком Н. Моисеевым подсчитала, что последствия термоядерного конфликта могут быть ужасны. Наступит «ядерная зима», когда положительные температуры на Земле останутся только на островах Тихого океана.
Говорят и об угрозе глобального потепления. По прогнозам, в результате антропогенных воздействий к 2025-2050 гг. в атмосфере удвоится содержание углекислого газа. Это приведет к повышению средней температуры у поверхности Земли на 1,5 – 3,5 градуса С. Если сегодня средняя t на Земле = 12 градусов С, то через 20-30 лет (подсчитано к 2030 г.) она будет 18 градусов С. Начнется интенсивное таяние ледников, уровень Мирового океана повысится на 1 метр. Пустыня, океан отберут у людей часть освоенной человечеством суши, приведут к смерти огромные площади планеты. Ожидаются и другие изменения: истончение озонового слоя (и, как следствие, повышение интенсивности ультрафиолетового облучения земной поверхности), загрязнение природной среды токсическими веществами, уменьшение разнообразия живой природы и т.д.
Многие ученые считают, что человечество выбрало неправильный путь – пошло на завоевание природы, разрушение окружающей среды нашей планеты, созданной биотой, биологическими организмами, которые живут на Земле около 4 млрд. лет. Они не только приспосабливались сами к земным условиям, но и приспосабливали к себе окружающую среду. За это время биота (система жизни) научилась регулировать состояние окружающей среды, поддерживая климатические характеристики, температуру океана, состав поверхности вод, суши, почвы и др. Человечество не изобрело ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды.
Сейчас человек выбрасывает в окружающую среду тысячи тонн веществ, которые в ней никогда не содержались, например хлорфторуглероды, разрушающие озоновый слой. Одна из причин возможной смерти человеческой цивилизации – экологическое разрушение биоты, биологической системы Земли. Сейчас, считают ученые, объем допустимого воздействия на биосферу превышен в 8-10 раз.
В конце ХХ века на первый план вышла новая наука – синергетика. Нобелевский лауреат И. Пригожин (ум. 2003) показал, что главенствующую роль в нашей Вселенной играют неустойчивость и неравновесность. Все системы содержат в себе подсистемы, которые подвержены постоянным флуктуациям (колебаниям). Время от времени в зависимости от тех или иных конкретных причин (изменение внешних условий и пр.) подобные колебания усиливаются настолько, что «раскачивают» и ставят под прямую угрозу прежнюю структуру данной системы. Последняя вступает в особую полосу развития, которая характеризуется Пригожиным как «точка бифуркации». После прохождения «точки бифуркации» вновь вступает в свои права детерминизм, и так – до следующей «особой точки». Подобный «стиль поведения» характерен, по Пригожину, для «систем, которые постоянно обмениваются энергией, веществом и информацией с внешней средой. К числу таковых относится большинство систем нашей Вселенной. Статуэтка пляшущего индийского бога Шивы, фрески из храма Герреро в Центральной Америке, по мнению Пригожина, наилучшим способом передают почти неуловимый переход от покоя к движению.
Концепция «точки бифуркации» применительно к человеческой истории означает и утверждение принципа свободы выбора, укорененность свободы в общем порядке мироздания. В пригожинской парадигме преодолевается тот трагический разрыв между научными принципами детерминизма и принципом свободы выбора, который являлся характерной чертой механистической «ньютонианской» научной парадигмы.
Таким образом, человечество исторически последовательно (прогрессивно) эволюционировало, восстанавливая нарушившийся культурный баланс, находя выходы из социально-экологических кризисов, грозящих уничтожением, находя пути выживания. Данная схема развития человечества, носящая условное название «универсальной истории» (не единственная в современной науке) показывает, как через глобальные кризисы человечество прогрессивно развивается, и отношения человек – природа, человек – человек, человек – общество гуманизируются.
Елена ЗАХАРОВА, кандидат исторических наук
Комментарии