«Сие Зерцало лучшему из лучших вручить повелеваю», – Петр Первый по-императорски сурово сдвинул брови, обвел присутствующих долгим испытывающим взглядом и, как фрегат голубого бархата прорезав зрительный зал, исчез так же внезапно, как и появился. А Зерцало – символ законности и чистых помыслов – оставил. Да не одно, а целых семь. В московском театре «Геликон-опера» началась торжественная церемония закрытия Всероссийского конкурса «Лидер в образовании-2005».
У российского учителя есть «Хрустальный пеликан». О нем мечтают, к нему стремятся, идут годами. Уже хотя бы справедливости ради свой приз должен был появиться и у тех, кто эти бесконечные стремления поощряет или хотя бы не мешает, – у руководителей. Во-первых, талантливых стратегов, тактиков и реформаторов тоже нужно поддерживать, ведь только тот, кто по достоинству оценен, сможет и впредь расти. А во-вторых, опыт поцелованного Богом управленца ценен не менее опыта одаренного педагога, а значит, имеет такое же полное право на бессчетные тиражи. Хотя всем понятно, что только практика многотиражна, а сам талант, конечно, штучен…
Продумывая в 2000 году цели, задачи и саму интригу нового конкурса, его учредители – тогдашнее Министерство образования (сегодня к нему присоединилось еще и Федеральное агентство по образованию), Профсоюз работников народного образования и науки, «Учительская газета» и Федерация Интернет Образования – выбрали Зерцало, учрежденное еще царем Петром I. Коническая призма, на каждой грани которой начертан Закон об образовании, должна была объединить всех, для кого управление – не просто рутина от звонка до звонка, но дело всей жизни.
В этом году за право считаться абсолютным лидером в семи номинациях боролся 21 финалист. Помимо заочного тура, когда эксперты оценивали документы, еще и три очные ступени к победе – мультимедийная презентация опыта, дебаты и собеседование.
Церемония в «Геликон-опере», как торжественный восклицательный знак в конце этого сложного предложения, вышла очень светской и парадной. Гостей встречали кавалеры в треуголках и дамы в кринолинах, речи, приветствия и поздравления перемежались лучшими оперными ариями – полное ощущение дворянского собрания в миниатюре. Сравнение верное еще и потому, что собравшиеся здесь управленцы – они и есть дворяне образования, пусть не по рождению, но по духу и заслугам.
– Кадры решают все – истина не новая, но не потерявшая своей актуальности, – Григорий Балыхин, руководитель Федерального агентства по образованию, как никто другой, знает, о чем говорит. – Российская школа нуждается в новых лидерах с инновационной жилкой, в личностях, которые умеют не только генерировать, но и воплощать свои идеи. Жизнь без лидеров была бы пресной, а мы без лидеров превратились бы в толпу. Так что наш конкурс – настоящая фабрика управленческих звезд.
Об этом же, просто другими словами, говорил каждый учредитель, член жюри (здесь оно называется Российской общественной комиссией) или высокий гость, поднимавшийся в этот вечер на сцену.
Заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко признал конкурс «Лидер в образовании» благородным и интеллигентным, таким же, как и все его участники. Ведь если в человеке нет этого благородства и бескорыстности, разве задержится он в образовании?
Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, поздравлявший победителей в номинации «Лидеры дошкольного образования», напомнил слова наркома просвещения Анатолия Луначарского, сказанные им 80 лет назад, но от этого не переставшие быть правдой: «Учитель, если ты будешь учиться, то за тобой пойдут дети. Если ты будешь учиться, то за тобой пойдут коллеги. Если ты будешь учиться, то всегда будешь среди тех, кто идет в первых рядах».
А советник губернатора Калининградской области по образованию и мастер яркого образа Лазарь Фуксон оппонировал Владимиру Высоцкому, заметив, что слова «русского певца свободы» «Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», к счастью, в нашей школе, видимо, утратили свою актуальность.
От слов к делу перешел председатель Российской общественной комиссии, ректор Московского городского педагогического университета и президент Фонда поддержки российского учительства Виктор Рябов. Только в его власти отдать семь «Золотых Зерцал» своим новым хозяевам, которые мечтали, стремились, шли и наконец дошли. Но в этот миг триумфа, уверена, они ни о чем не жалели и, потребуй судьба, не задумываясь, начали бы свой путь с нуля. Ибо все не напрасно…
Лидер дошкольного образования – Лариса КРУГЛОВА, директор московской начальной школы – детского сада №1762. Ее главные принципы: игра на опережение и клиент всегда прав – не успели дети и родители еще даже задуматься о чем-то новом, как им это уже предлагают.
Лидер общего образования – Лидия РУСАКОВА, директор знаменитой тюменской школы №70. По собственному признанию Лидии Николаевны, она лидер «не благодаря, а вопреки»: «Я не боец, я просто не отступаю». Философ, стоик и… автор добрых детских сказок – как и все ее коллеги-победители, она заслуживает отдельного рассказа.
Лидер начального и среднего профессионального образования – Вячеслав ЕРИН, директор Курсавского регионального колледжа «Интеграл». Собственное пастбище, рыбные пруды, «тучные стада» – Вячеслав Васильевич и его студенты самые что ни на есть настоящие помещики…
Лидер высшего профессионального образования – Владимир ТИХОМИРОВ, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. МЭСИ – первый российский вуз, прошедший международную сертификацию всех направлений деятельности.
Лидер дополнительного образования – Нина ЖГУЛЕВА, директор Центра внешкольной работы Калининского района Санкт-Петербурга. В конкурсном движении – не новичок, сама постоянно организовывает для своих сотрудников конкурс «И мастерство, и вдохновение».
Лидер общественных организаций – Роман КУЗНЕЦОВ, менеджер по работе с образовательными и правительственными организациями Московского представительства Microsoft. В то время, когда «компьютер – наше все», важно донести эту мысль до всех слоев общества. У Романа Леонидовича действительно много работы.
Лидер органов управления образованием – Виталий ГУТМАН, министр образования и науки Астраханской области. Виталий Александрович – многолетний член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» – вдруг сам прыгнул в «лодку конкурсанта»…
– Зато теперь я с полным правом буду настойчиво рекомендовать своим учителям, директорам и целым школам принимать участие в самых разных конкурсах. Оказывается, это совсем не страшно, – заявил Гутман.
Анна ХРУСТАЛЕВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Главный редактор «Учительской газеты» Петр ПОЛОЖЕВЕЦ награждает победителей номинации «Лидеры дошкольного образования»
Комментарии