Сегодня, когда мы столь много сетуем на неграмотность и невежество молодежи в родном языке и литературе, в науке и культуре, удивительный пример решения этих проблем можно найти в истории Великой Отечественной войны. Тогда страна, в среднем тратившая в сутки 388 млн рублей на военные расходы, платившая союзникам за поставки вооружения и тушенки-сгущенки по ленд-лизу золотыми слитками с колымских приисков, выделила немалые средства на введение в школах раздельного обучения для девочек и мальчиков, на единую форменную одежду для школьников.
Были и другие новшества – экзамены с 7-го класса, новые учебники и предметы – логика, психология…За стремительный захват Франции в 1871-1872 гг. Бисмарк призывал благодарить прусского учителя, воспитавшего воина, уточним – воина-захватчика. Мы с полным правом можем благодарить за победу над фашистской Германией советского учителя, воспитавшего воина-защитника. Совсем не случайно в 1940 г. на пост наркома просвещения РСФСР переходит прославленный 66-летний дипломат, первый заместитель наркома иностранных дел, Владимир Петрович Потемкин, на рубеже веков начинавший свой трудовой путь как педагог. Выходец из дворянской семьи, Владимир Петрович исповедовал взгляды «кающихся дворян», созидательных народников, считавших долгом загладить вину своих предков-крепостников за безграмотность и бесправие крестьян. В молодости, по окончании историко-филологического факультета Московского университета, где изучал редчайшую науку, гебраистику (древнееврейский язык и культуру), он преподавал и в классической гимназии, в реальном техническом училище, в институте благородных девиц. Но параллельно читал просветительские лекции тем, кому вход в эти заведения был заказан. За свободомыслие посидел в Бутырской тюрьме. В 1909 г. «неисправившегося педагога» лишили права преподавать. В 1919 г. он, сорокапятилетний, как член коллегии Народного комиссариата просвещения, участвует в создании программы единой трудовой советской школы для всех сословий. 9 июля 1941 г. «Учительская газета» публикует обращение народного комиссара просвещения РСФСР ко всем заведующим краевыми и областными отделами народного образования и наркомам просвещения АССР, предлагая им совместно с местными комитетами комсомола и советами ОСОАВИАХИМа «организовать в летний период занятия учащихся 7-10-х классов по военной подготовке и военно-санитарному делу».15 ноября, когда враг стремительно приближается к столице, а Геббельс по радио извещает мир о скором торжественном вступлении в Москву германского воина-победителя, нарком просвещения издает совершенно удивительный документ, казалось бы, несвоевременный до нелепости. Директива «О сборе материалов Великой Отечественной войны» демонстрировала твердую уверенность наркома в разгроме захватчиков. Кто-то из музейщиков, может быть, и обвинил наркома в сумасшествии, но все, подчиняясь железной дисциплине военного времени, поспешили, оповестив школы, начать вместе с учителями и школьниками поиск экспонатов для музеев – писем с фронта и фотографий воюющих и погибших земляков, плакаты, киноафиши, вырезки из местных газет о трудовых подвигах. А в прифронтовых областях – свидетельства варварских бомбардировок и артобстрелов – осколки мин и бомб, гильзы, фашистские листовки… Этой инициативой Наркомат просвещения положил начало сбору материалов по истории еще идущей Великой Отечественной войны, в конечном исходе которой, стало быть, нисколько не сомневаясь. Деятельность наркомата просвещения в годы войны кажется всеохватной. Он занимается предупреждением беспризорности осиротевших детей, определяя их в детские дома, ремесленные училища, школы ФЗО. Открывает школы рабочей, а вскоре и сельской молодежи, вечернее и заочное обучение в техникумах и вузах. Строго контролирует охват учебой всех детей, особенно из семей эвакуированных, расквартированных, бывало, в глухих селах. Вызывает в суворовские и нахимовские училища тех, кто потерял отца-героя. Организовывает пришкольные участки – огороды, сады, животноводческие хозяйства – для дополнительного питания школьников и учителей. Среди крупных масштабных акций Наркомпроса – инициатива по сбору книг и учебников для освобожденных от оккупации районов. Ведь там погибло более 100 млн томов. Потемкин принимает решение создать при Наркомпросе государственный фонд литературы для восстановления разграбленных и сожженных библиотек. На всю страну прогремела инициатива «Учительской газеты» – сбор денежных средств на постройку танковой колонны «Народный учитель». «Собирать» большинству учителей было нечего, просто писали заявления о передаче однодневного заработка в Фонд обороны – «На танки!».В докладной записке «Об учительских кадрах» на имя секретаря ЦК ВКП(б) А.С.Щербакова нарком просвещения Владимир Потемкин сообщает, что «общая потребность в учителях в 1943-44 уч. году по 40 территориям по предварительным подсчетам составляет 29846 учителей». А «выпусками из педагогических учебных заведений, подготовкой на краткосрочных курсах, возвращением учителей из эвакуации возмещается только 18890 чел.». «Следует признать, – продолжает нарком, – что довольно низкая заработная плата и неудовлетворительное материально-бытовое положение учительства в значительной мере способствовали переходу их на различного рода работу в другие ведомства. Известно, что зарплата учителям не повышалась с 1936 года. Учитель начальной школы получает в сельской местности 240 руб., а в городе 270 руб. в месяц, тогда как дворник и тот получает больше. Естественно, такая зарплата не обеспечивает прожиточного минимума. Снабжение учителей продовольствием и промтоварами поставлено исключительно плохо. Особенно в тяжелом положении находятся эвакуированные учителя».Нарком уверен, что нужно провести ряд серьезных социальных мер «по закреплению учительских кадров». Прежде всего, «улучшить материально-бытовое положение всех учителей – увеличить их заработную плату, довести хлебный паек сельскому учителю до 600 г. Улучшить снабжение учителей промтоварами и предметами первой необходимости (соль, спички, мыло)». А также разрешить ввести постоянно действующие курсы по подготовке учителей, освободить от платы за обучение всех учащихся педагогических учебных заведений, обеспечить стипендиями всех успевающих учащихся педагогических училищ и студентов учительских и педагогических институтов. Тут же нарком просвещения Потемкин просит разрешить проведение Всероссийского совещания по народному образованию в Москве.Резолюция по докладу В.П.Потемкина «О работе школ за истекший период Великой Отечественной войны и задачах школ на 1943-44 учебный год» наметила план дальнейших реформ в советском образовании. При этом отмечалось, что совещание созвано «в момент полного провала летнего наступления немецко-фашистских полчищ, воодушевлено новыми победами русского оружия и проникнуто твердой уверенностью в приближении часа окончательного разгрома врага». Грандиозная Орловско-Курская битва выбила из войны многих сателлитов Германии и высвободила немалую денежную сумму по оборонным статьям. И 11 августа выходит долгожданное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ». Ольга ЖУКОВА, кандидат исторических наук
Комментарии