Можно ли в вузе применить систему развивающего обучения, которую мы обычно связываем со школой? Или наилучший вариант для высшего образования – поскольку оно предназначено для взрослых, сформировавшихся людей – чтение с кафедры необходимого материала с последующим запоминанием и выдачей верного ответа? Другими словами – полагается ли студенту вуза в том, что он изучает, сомневаться? Сопоставлять? Предлагать варианты? Спорить? Ответы на эти вопросы нашли в Новгородском филиале РАНХиГС.
Илья КАПЛУНОВИЧ, кандидат психологических наук, доцент Новгородского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, рассказывает о вузе, в котором он преподает:- Каков он – Новгородский филиал РАНХиГС? Вначале – внешняя картинка. Все чисто, все блестит, ни соринки, ни одной надписи ни на столах, ни на стенах, ни в туалетах. Вы не услышите здесь некультурной речи (о нецензурной и говорить не приходится), не увидите бегающих студентов. Все внимательны друг к другу, ведут себя с достоинством. Никогда не услышите, что кто-то повышает голос: начальник ли на подчиненного, преподаватель ли на студента… Удивительный микроклимат удалось создать!В вузе очень много интересных преподавателей. Интересны процесс и методика обучения. Давайте заглянем в аудитории! В одной вместо лекции – научный симпозиум. Студенты спорят, отстаивают, ссылаются не на свое мнение, а на научные законы, которые, оказывается, в менеджменте не просто есть, но и активно работают. В другой аудитории студенты под руководством преподавателя учатся… писать шпаргалки. Оказывается, это не просто занятная, но и очень полезная вещь! Правда, шпаргалки не вербальные (в словах), а невербальные (в картинках). Попробуйте, например, нарисовать существительное! Нет, не дом (это конкретный предмет), а именно существительное! Оказывается, это возможно! Заглянув в тетрадь студента, вместо вербального (словесного) изложения закона фон Неймана я увидел картинку. Смысл стал понятен без всяких слов: один человек управляет лошадью эффективнее, чем когда один тащит ее за ноги, второй дергает за вожжи, а третий манит пучком сена. Эти трое друг другу только мешают! Еще в одной аудитории студенты сдавали зачет. Внешне все традиционно. Но по содержанию – нет. Разрешалось пользоваться всем, чем угодно: конспектами, учебниками, справочниками. Только пользы от этих источников было очень мало. Дело в том, что преподавателю студент должен был представить не зазубренную дома информацию, а нерепродуктивный вопрос, который мог бы поставить самого преподавателя в тупик. Например, вопрос «Что такое психика?» не принимался. Ведь ответ на него можно прочесть в любом учебнике или справочнике. А вот на вопрос «Обладает ли психикой человек, находящийся в коме?» учебник ответа не дает. И списать негде. Выйдем из аудиторий. В углу коридора образовалась толпа. Судя по юным лицам, это абитуриенты. Их заинтересовали приборы в психологической лаборатории. Вихрастый юноша с помощью ряда тумблеров активно пытается включить нужные лампочки. А умные и уже все понимающие студенты, наблюдая за ним, определяют тип его мышления. Три девушки совместными усилиями пытаются провести щуп по лабиринту. Улыбаются второкурсники: они-то уже заметили, что, несмотря на внешнюю эмоциональную сплоченность группы, у нее низкий уровень ценностно-ориентационного единства. Все эти приборы студенты изготавливают самостоятельно под руководством преподавателей психологии – расширяют «инструментальный парк» лаборатории.Алина КОСТЮКОВА, директор Новгородского филиала РАНХиГС, добавляет к мнению преподавателя: – Развивающее обучение в вузе, несомненно, помогает формировать нужные компетенции. Это способность применять знания, умения, навыки и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.Набор профессиональных компетенций формируется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. В отличие от традиционного метода обучения в развивающем обучении на первое место выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотез, поиск новых идей и разработка оригинального плана решения поставленной задачи, выбор способа проверки решения путем использования самостоятельно выбранных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. Следовательно, уже в процессе обучения обучающийся поднимается на новую ступень развития – как интеллектуального, так и личностного.Роль преподавателей мы видим в организации учебной деятельности, которая направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие способностей, активной жизненной позиции.Свою задачу Новгородский филиал РАНХиГС видит в формировании мировоззрения студента – в высшей степени культурного, ответственного, созидающего, социально активного, способного преобразовать окружающий мир.Татьяна Комогорцева, директор школы №20 имени Кирилла и Мефодия, Великий Новгород, учитель года Новгородской области 2011 г., вспоминает:- До того как поступить в Новгородский филиал РАНХиГС, я получила высшее образование, 17 лет работала учителем, из них 8 лет параллельно занимала должность заместителя директора. Среди моих однокурсников по РАНХиГС были руководители муниципалитетов и отделов районных администраций, депутаты областной Думы, руководители медицинских учреждений региона, руководители в госструктурах. Все они люди, имеющие за плечами багаж знаний, опыта и, безусловно, собственное мнение. Думаю, нашим преподавателям в академии сложно было учить таких студентов. Поэтому идеи развивающего обучения пришлись как нельзя кстати. Процесс обучения часто строился на том, что сначала нам самим предлагалось разобраться в проблеме, подготовиться, найти нужный материал, а затем высказать свое мнение. Мне нравилось, что применялся проблемный подход, другие необычные методы. Например, схемы, рисунки, иллюстрирующие понятия и процессы, мы создавали сами. Разнообразие методик и квалификация преподавателей давали большой эффект от занятий.От автораРассказанное дает возможность увидеть систему занятий в высшей школе с нестандартной точки зрения. Современный успешный человек, безусловно, должен не только быть образованным, но и уметь самостоятельно добывать знания. Опыт новгородского вуза доказывает, что формировать такие компетенции можно и необходимо на любой ступени обучения.ЦифрыНовгородский филиал РАНХиГС начал свою деятельность в 1998 году. В настоящее время филиал готовит студентов по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Экономика» и программам дополнительного профессионального образования. За период работы филиала обучение прошли около 10 тысяч человек.ФактНовгородский филиал РАНХиГС является лидирующим центром подготовки управленческих кадров высокой квалификации для органов государственного и муниципального управления, организаций и предприятий всех форм собственности Новгородской области. Великий Новгород
Комментарии