Приближается двухсотлетний юбилей крупнейшего педагога XIX века, основоположника отечественной научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Это, безусловно, должно повысить интерес к наследию великого ученого, многое из которого сегодня сохраняет значение, актуальность и обязательно должно быть реализовано в жизни школы. Снова и снова перечитывая сочинения Ушинского, эту золотую копилку знаний о воспитании, обучении и образовании, неожиданно для себя сделал ряд открытий. Некоторыми из них хочу поделиться с читателями газеты.
Сегодня мы много говорим, пишем и думаем о другой, новой, успешной школе, представляя ее как сверхсовременную инновацию. А ведь строить что-то лучшее невозможно без знания и учета того ценного, что уже было. Вчитываясь в размышления Ушинского, ясно понимаешь, что мы давно уже работаем в другой школе, но, к сожалению, не в той, о которой мечтал и которую пытался претворить в своей практической педагогической деятельности классик педагогики.
Основополагающее значение в педагогической концепции Ушинского имела идея народности воспитания с опорой на духовно-нравственные и культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Этому посвящены такие работы, как «Три элемента школы», «Вопросы о народных школах», «О нравственном элементе в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы» и многие другие.
Ушинский последовательно отстаивал интересы широких народных масс в области образования, был непримиримым противником механического перенесения на русскую почву воспитательных систем западноевропейских стран, что, по его мнению, «выведет непременно на ложную дорогу».
Вместе с тем он предостерегал от национальной замкнутости и ограниченности, призывал творчески использовать все рациональное из педагогического опыта других народов. К великому огорчению, в нашей сегодняшней действительности все происходит ровно наоборот. Определение образования в качестве народного давно вышло из употребления, забыто как ненужное.
Появились элитные учебные заведения для детей богатых родителей и обычные школы для всех остальных. Согласно статистике соотношение родителей, способных и не способных обеспечить платное обучение своих детей в вузе, составляет примерно один к тридцати.
Чрезмерная и прогрессирующая социальная поляризация общества, неравенство жизненных шансов в зависимости от уровня материальной обеспеченности резко ограничивают возможности детей из бедных семей уже начиная с детского сада и школы.
Уникальная российская система образования во многом превратилась в жалкую копию западной, а идее о народном воспитании в наше время противостоят идеи коммерциализации образования, когда на первом месте деньги.
Ушинский убедительно доказал, что главная роль в школе принадлежит учителю: «Большой энергии и большого навыка требует добросовестное выполнение этой должности, которую, увы, общество не всегда ценит как следует». Учителя «не могут заменить никакие программы и учебные планы, никакие учебники и технические средства», утверждал Константин Дмитриевич. Учителем, писал Ушинский, одухотворяется познавательная деятельность ребенка, он является источником живого знания и воспитательного влияния на учащихся. Воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности.
Очень ценное пожелание из прошлого хорошо бы напомнить нашим создателям цифровой школы. Никакой самый современный компьютер, способный искусственный разум (эти, безусловно, важные, эффективные, оптимизирующие многосложный процесс обучения новые технические средства) совершенно определенно никогда не заменят человека.
Исключительно актуальны, на мой взгляд, размышления К.Д.Ушинского о пользе педагогической литературы, позволяющей учителю оказаться на высоте своего призвания, быть всесторонне подготовленным. Педагогическая литература, подчеркивал ученый, вырывает воспитателя из его замкнутой и усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших всю свою жизнь делу воспитания. При этом всякий воспитатель имеет возможность свой опыт, мысли, которые он выработал на практике, не оставить в пределах одного класса или школы. Они найдут множество своих сторонников, единомышленников, защитников и оппонентов.
Жаль, что в настоящее время у нашего собрата пользуются спросом в основном методические пособия, прикладные практические задания, а не серьезные книги ученых и лучших педагогов-практиков по волнующим сегодня школу и общество проблемам. Было бы здорово, если бы наша любимая «Учительская газета» выступила с информационной поддержкой книг учителей и возродила страничку «Навигатор», где бы представлялись книги о школе, проблемах воспитания и образования, появлялись периодические обзоры профессиональных материалов в разных изданиях.
Ценным напутствием в далекое завтра стали мысли Ушинского, высказанные в его самой капитальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Если педагогика, утверждает автор, нацелена на воспитание человека, требуется узнать от конкретной личности как можно больше. Отсутствие таких знаний об учениках, работа без учета их индивидуальных и физиологических особенностей, специфики развития психики и становятся одной из главных причин непонимания, конфликтов и других различных нарушений поведения, сложных взаимоотношений в школе и дома.
Ушинский считал, что образовательная деятельность по своему обширному значению и огромной важности если не превосходит, то, по крайней мере, равна делам государственной важности. Обеспечить школе прочную основу существования могут только социальные преобразования.
Особое внимание автора статьи к творчеству, жизни и деятельности человека, чье имя занимает особое место в русской и мировой педагогике, подкрепляется еще и тем, что во время работы в профессиональной школе был награжден медалью К.Д.Ушинского «За заслуги в области педагогических наук», чем очень горжусь и до сих пор стараюсь отрабатывать такое высокое поощрение.
Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск
Комментарии