Одним из главных принципов образования в школе является принцип гуманитаризации, рассматриваемый в первую очередь как условие взращивания “человека культуры”, ориентированного на постижение высоких человеческих ценностей и саморазвитие.
Проблемно-модульное обучение позволяет стимулировать активность ребенка, способствует превращению его в полноправного субъекта обучения. Учебная программа проблемно-модульной технологии состоит из системы модулей, каждый из которых является относительно автономной структурной единицей учебного материала, работающей на реализацию своих задач, формируемой вокруг исторической проблемы. В качестве примера приведу учебный модуль по теме “Россия после 1905 года – историческое распутье?” в курсе “Истории Отечества. XX век”.
Цели и задачи модуля:
1. Формирование гуманистических ценностей на основе анализа и осмысления исторического материала.
2. Совершенствование теоретического типа мышления, навыков поисковой и исследовательской работы.
3. Развитие критического мышления на основе исторического мышления.
4. Формирование у школьников глубоких знаний о политической, экономической и социальной ситуации, сложившейся в России в ходе первой русской революции.
5. Совершенствование навыков коммуникативного общения.
Изучение вопроса начинается с проработки материала исторических источников, представляющих собой статистический анализ масштабов первой русской революции (над ходом революции, целями, задачами ее учащиеся работали в предыдущем модуле).
Урок открывается импровизированным заседанием государственного совета, где учитель играет роль председателя.
Учитель:
– Глубокоуважаемые господа члены государственного совета!
Сегодняшнее заседание мы начнем с отчетов членов ныне действующего кабинета министров о тревожащей всех нас ситуации в стране.
Выступают ученики, играющие роль военного министра, министра внутренних дел, земледелия и т.д., с заранее подготовленными на основе документов сообщениями о революционных выступлениях солдат, рабочих, крестьян.
Учитель (председатель госсовета):
– Таким образом, ситуация крайне тревожная: крестьянские бунты, рост рабочих беспорядков. Только за 1902-1904 годы полицейским ведомством зафиксировано более 600 аграрных волнений. После роспуска думы ожидаемой стабилизации не произошло. Продолжаются террористические акты, жертвами которых все чаще становятся не только крупные сановники, но и администраторы среднего и нижнего звена, даже околоточные надзиратели. Нынешним летом обозначился новый подъем крестьянских выступлений, требований немедленной конфискации помещичьих земель, участились мятежи в армейских и флотских гарнизонах.
Господа, обстоятельства требуют решительных и кардинальных мер, бездействие ставит империю на грань гибели.
Далее по структуре урока применяется метод “мозгового штурма” (Схема 1).
Схема 1.
Поставлена цель: определить пути выхода страны из политического кризиса. Формируется банк идей. Ученики высказывают идеи-предположения о возможных мероприятиях российского правительства. Главное условие – никакой критики, версии могут быть самыми различными: от проведения политической реформы до чрезвычайных репрессивных мер. Варианты заносятся в таблицу на доску (схема 2) в соответствии с порядком поступления. Они должны быть краткими, четко сформулированными.
Схема 2.
Следующий этап – позитивная аргументация высказанных идей. Для этого класс разбивается на группы по количеству версий. По жребию каждая группа выбирает свой вариант. Ее задача – обсудить данный вариант с позитивистских позиций, найти, выделить все возможные плюсы, абсолютно игнорируя уязвимые места. Обычно на это уходит 2-3 минуты, затем представители групп выносят свои аргументы на классную аудиторию. Все остальные группы, в том числе и выступающая, оценивают аргументацию. Важно напоминать детям, что оценивается не работа группы, а убедительность позитивных доводов означенной идеи.
Оценка строится по трехбалльной шкале, где каждому баллу соответствует словесное определение.
1 – “не убедительно”;
2 – “вполне убедительно”;
3 – “очень убедительно”.
У каждой группы на столах по три карточки, поднимаемые учениками после каждого выступления. Учителю не составляет особого труда суммировать результаты оценивания и занести их в колонку 3 напротив обсуждаемой идеи. И так все версии подряд.
После этого приступаем к критическому анализу рассматриваемых предположений. Группы опять же по жребию получают задания “раскритиковать” доставшийся вариант, выделить все уязвимые места. Выступления групп оцениваются по такому же принципу. Единственное отличие – учитель заносит сумму баллов в колонку 4 со знаком “-“.
Заключительный этап “штурм” – ранжирование вариантов, проводимое методом математического подсчета. Суммируются баллы колонок 3 и 4, а результат выносится в 5-ю колонку. (Схема 3).
Схема 3.
По результатам, помещенным в пятую колонку, формируется пакет первостепенных мероприятий, набравших наибольшее количество итоговых баллов.
Теперь приступаем к разработке “реформ” российского общества. В соответствии с определенными “штурмом” направлениями формируются группы, “правительственные комиссии” (по аграрной реформе, по реформе рабочего законодательства и т.д.). Для распределения учеников по группам можно использовать прием “соотнеси понятие”. Каждый получает карточку с выдержкой из исторического источника, например, о крестьянских беспорядках, забастовках, террористических актах и определяет, в какую “комиссию” ему обратиться.
В группах дети обсуждают свой вопрос, разрабатывают проект реформы. Выступления обязательно оформляются на доске в виде опорной схемы. Итак, план преобразований, жизненно необходимых России в первом десятилетии XX века, готов. Теперь приступаем к сравниванию полученного плана с проектом П.А.Столыпина. Для этого либо сам учитель, либо заранее подготовленный ученик тезисно обрисовывает характер столыпинских начинаний, систематизированных опять же в виде опорной схемы. На доске два проекта: 1-й – ученический, 2-й – столыпинского правительства. Ребята сравнивают и формулируют выводы. В частности, могут обратить внимание на то, что серьезным изъяном “исторического” проекта являлись недооценка рабочего вопроса, игнорирование целесообразности политической реформы самодержавия и т.д. Для учеников становится очевидной половинчатость столыпинских реформ, их двоякость.
Используем прием ролевой игры “историческое расследование”.
Учитель: В сентябре 1911 года во время высочайших празднеств в Киеве был смертельно ранен премьер-министр П.А.Столыпин. Убийца задержан. Им оказался некий Д.Багоров. По результатам спешно организованного расследования он был осужден и не менее спешно казнен. Данное обстоятельство породило немало слухов и кривотолков…
Ставится задача: определить политические силы в российском обществе, кому это преступление было выгодно и кто в силу своей политической тактики мог совершить подобное. Опять приемом “мозгового штурма” нарабатываются возможные варианты, но после создания банка версий работа строится уже по иному алгоритму. Класс вновь распределяется на группы, при этом можно использовать все тот же прием “соотнеси понятие”, помимо прочего, этот прием способен играть роль вводного повторения. Каждый ученик получает карточку с перечнем фамилий, наименований программных документов либо важных фактов, относящихся к той или иной политической партии России: октябристской, кадетской, социалистов-революционеров, социал-демократов, включается в соответствующую группу. Учитель может проанализировать выбор группы, задав любому ее члену вопрос, почему он включился в эту группу, и выслушать аргументы.
Групповая работа осуществляется в виде анализа проекта Столыпина с позиций той или иной политической партии, роль представителей которой играет группа. По окончании обсуждения спикеры озвучивают наработанные группой выводы об отношении к столыпинской реформе означенных партий.
Однако подобный анализ был бы неполным, если бы группы не внесли в критику правительства конструктивные моменты.
На следующем этапе “политические партии” не просто оценивают, а сами работают над проектом преобразований в стране с точки зрения своей идеологии, программы, стратегии и тактики борьбы, готовят своего выступающего. Иногда целесообразным бывает предоставление права назначения спикера группы конкурирующей партии. Объективно каждая группа заинтересована в том, чтобы выглядеть более убедительно по сравнению с другими, поэтому назначает своим оппонентом спикера не из числа самых сильных; с другой стороны, она находится сама в таком же положении: выступающего им назначили конкуренты, и, чтобы подготовить его во всеоружии, группа прилагает немалые усилия.
У каждой группы на столах таблица. (схема 4).
Схема 4.
В процессе обсуждения группа заполняет свою колонку таблицы. По окончании работы спикеры идут в соседние группы, играя роль партийных “агитаторов”, проводят в группах мини-пресс-конференции, разъясняя свою позицию, аргументируя и отвечая на вопросы. По ходу работы группы заполняют колонку таблицы, соответствующую той политической партии, представитель которой выступает перед ними.
Затем спикеры идут в следующие группы, прорабатывая с ними то же самое. Таким образом, обойдя всех по кругу (я этот прием называю “вертушка”), каждый из спикеров выступает по три раза. Таблицы заполнены.
И наконец, заключительный этап урока – этап обобщения. В процессе работы классу была поставлена цель: сформулировать проблему исторического выбора России, отработать возможные варианты ее решения, как они виделись современникам, и дать их общую историческую оценку.
Ученики делают вывод о том, что Россия действительно находилась на распутье: либо дальнейшее продолжение революции, за что ратовали представители левых партий, либо наступление реакции и “консервирование” ситуации и политических проблем, либо путь реформирования государства и общества.
Важно, на мой взгляд, акцентировать внимание ребят на исторические возможности достижения политического консенсуса различными силами общества. Для этого можно использовать таблицы. Цветными фломастерами дети обводят общее в позициях партий, формулируют выводы.
В заключение позволю себе сделать вывод о том, что организация работы на уроке подобным образом способствует реализации принципов гуманитаризации и ценностной ориентированности учебного процесса как неотъемлемого условия функционирования современного образовательного пространства.
О.НИКАНОРОВ,
учитель истории, директор Веселовской средней школы
Тасеевский район,
Красноярский край
Комментарии