Изменения в мире происходят все стремительнее, и в соответствии с ними трансформируется система образования. Школьники с каждым годом своей жизни оказываются во все более высокотехнологичной среде, воспитываются родителями, которые уже сами являются представителями цифрового поколения. Сегодня порог школы переступают первоклассники, которые во многом отличаются от своих сверстников даже начала XXI века. Генеральный директор «Мобильного Электронного Образования» Александр Кондаков рассказал, какие решения сегодня может предложить компания – участник ИТ-кластера инновационного центра «Сколково» и резидент Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы».
В современном мире развитие детей с самых ранних лет происходит в условиях стремительного становления цифрового общества и смешанной (реальной и виртуальной) сетевой среды, которая предполагает сложное сочетание традиционных и цифровых форм социализации детей и молодежи.
В период дошкольного и начального образования закладываются основы формирования личности ребенка, субъектности как интегративной характеристики, отражающей его уникальность и самостоятельность, активную и ответственную позицию при решении самых разных, в том числе нестандартных, жизненных задач. Именно в это время закладываются основы важнейших личностных качеств человека – когнитивного, социального, эмоционального, культурного и морально-этического интеллекта, формирующих личность человека.
Уже на уровне начального образования важно фокусироваться на развитии метакогнитивной компетентности – понимания о своих познавательных возможностей и способов управления собственной познавательной активностью. Метакогнитивная компетентность особенно важна сегодня, когда непрерывность образования в течение всей жизни становится сущностной потребностью личности.
Не менее важно заниматься развитием одной из ключевых сегодня цифровых компетентностей – способности к ранней адаптации к сложному быстроменяющемуся высокотехнологическому контексту современного общества.
В стремительно меняющемся контексте жизни человека, необходимо уже в детском саду и начальной школе готовить детей к вызовам технологического прогресса, учитывая, что зона риска может стать зоной их ближайшего развития при психолого-педагогическом сопровождении.
Неоднократно мы с коллегами анализировали состояние системы начального обучения и пришли к выводу: необходимо создание новой, адекватной времени стратегии развития начального общего образования в рамках разработки обновленной стратегии развития образования Российской Федерации. Конечно, это требует и осмысления актуальных проблем современного детства в условиях конвергентной сетевой социокультурной образовательной среды.
Концепция основной образовательной программы начального общего образования
«Река Детства», которую мы в компании МЭО разработали совместно с ведущими российскими учеными – экспертами в области методологии современного образования, возрастной и педагогической психологии, педагогики раннего и дошкольного возраста и другими выдающимися отечественными специалистами, – создана на российской фундаментальной методологической и психолого-педагогической основе. Уникальность ее еще и в том, что она закладывает основы формирования современной экосистемы обучения, воспитания и развития личности младших школьников в конвергентной сетевой социокультурной среде.
В концепции «Река Детства. Начальная школа» раскрываются основополагающие аспекты становления и развития личности детей младшего школьного возраста в контексте главной задачи современного образования – формирования и развития субъектности и личностного интеллекта, а также функциональной грамотности как основного образовательного результата, обеспечивающего жизненную устойчивость, успешность и конкурентоспособность человека в сложном, трудно предсказуемом, быстро меняющемся мире.
Концепция разработана в соответствии с основными положениям Концепции развития личности гражданина России и является преемственной по отношению к проекту Концепции комплексной образовательной программы дошкольного образования «Река Детства». Положения концепции конкретизируют содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также проектов ряда документов, в разработке которых участвовали ученые и специалисты компании «Мобильное Электронное Образование».
«Река Детства» содержит комплекс современных психолого-педагогических идей и подходов к воспитанию, в ней учтены характеристики особенностей развития учеников младших классов. Содержание концепции разработано на основе анализа современных условий формирования и развития личности гражданина России с учетом традиционных российских духовно-нравственных ценностей, принципа преемственности – от дошкольного к основному общему образованию, возрастных психологических и физиологических особенностей детей и других актуальных аспектов педагогической работы в системе начального общего образования.
Особая роль в концепции отводится проблематике формирования субъектности и личностного интеллекта как главных результатов современного образования и функциональной грамотности как инструментального интегративного результата обучения.
Инструмент, позволяющий педагогу реализовать положения концепции в образовательном процессе, – это цифровая образовательная среда «МЭО Школа», которая является преемственной по отношению к цифровой образовательной среде «МЭО Детский сад». Содержание «МЭО Школы» представляет собой системно выстроенные линии контекстных заданий в разнообразии форм их подачи – схемы, таблицы, модели, диаграммы, что способствует формированию субъектности, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов с учетом всех составляющих преемственности дошкольного, начального и основного общего образования.
Александр КОНДАКОВ, генеральный директор компании «Мобильное Электронное Образование», д. п. н., член-корреспондент РАО
Комментарии