search
main
0

Напрасные слова? От культуры речи к культуре мышления прошли участники межрегионального образовательного семинара

Учителя года – очень неудобные педагоги, и многие директора школ это испытали на себе. Не сидится им спокойно, не работается. Придумывают проекты, походы, спектакли, факультативы, фееричные внеклассные мероприятия, флешмобы… А уж если администрация школы состоит из таких же неугомонных товарищей, учителя года разворачиваются в полную силу. К примеру, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» физик Вадим Муранов никого не шокирует в своем негосударственном общеобразовательном учреждении «Школа радости» (город Люберцы Московской области).

В этой чудесной школе вообще с радостью привечают участников конкурса всех уровней – всероссийского, регионального, отовсюду – из города, района, области, близкой Москвы, соседнего Петербурга. Именно такая замечательная компания педагогов и учителей года собралась недавно по важному поводу – поговорить о том, на каком языке разговариваем мы и наши ученики. Вы уверены, что на русском? Иногда кажется, что это какой-то новый язык, временами,  что это Русский язык.2.0. или даже 3.0., так обновились в последние годы молодежный сленг, стиль общения, особенно письменный язык. Межрегиональный образовательный семинар «От культуры речи к культуре мышления» собрал 57 человек! Потрясающая цифра, учитывая столичные и подмосковные пробки, конец года, тесноту школы, расположенной, как многие частные учебные заведения, в здании бывшего детского сада… Учителя приехали с удовольствием посмотреть открытые уроки и внеклассные мероприятия, поучаствовать в дискуссии, пообщаться с единомышленниками. Программа была тщательно продумана. Участников семинара пригласили поработать в трех секциях: «Хромое слово – хромая речь», «Язык без границ», «От истории слова к меткости слова».Во второй секции выступали не только словесники, литераторы, учителя начальных классов, но и географ, а также «иностранцы». Ибо грамотный человек, конечно, должен знать не только свой родной язык. Ну а изучение иностранных языков может быть сплошным праздником! Это без труда доказала учитель английского языка голицынской средней школы №1 Московской области, лауреат конкурса «Педагог года Подмосковья-2005» Оксана Шкардун на занятии «Вокруг света за 45 минут». Это не был урок, хотя и проходил в классе. Оксана и две ее ученицы все время… пели! Ведь голицынская «англичанка» руководит в своей школе театром иностранной песни «Планета», а счастливые голицынские школьники поют на 17 языках! Ребятам из «Школы радости» было дано непростое задание – угадать, на каком языке звучит песня. Хохоту было предостаточно, когда молдавский принимался за японский, а польский – за латышский. Впрочем, прозвучали все названные языки. А еще финский, цыганский, армянский, белорусский, чешский, украинский, испанский и многие другие. Следом начались просто-таки чудеса. Оксана Шкардун предложила сравнить ирландские и русские мелодии и танцы. Оказалось, в них невероятно много сходства. Не верите? Ступайте в Youtube! И поймете, что у разных народов порой намного больше общего, чем мы думаем…А вы знаете, почем фунт лиха? Почему нельзя зарывать талант в землю? Отчего мал золотник, да дорог? Все эти старинные меры веса и многие другие возродили к жизни семиклассники «Школы радости» вместе со своим учителем Вадимом Мурановым. Для начала школьники, измеряя вес самого ценного продукта средневекового мира – зерна, выяснили, сколько граммов в фунте, скрупуле и гране. Оказалось 410, 1,24 и 0,06 соответственно. Следующее задание: «Талантливо пользуясь приборами, не съев при этом пуд соли, определите, на сколько же мал золотник, который так дорог». И опять были эксперименты, и группы пришли практически к одному выводу: 1 талант – это 26-28 современных килограммов, 1 пуд – 16,4 кг, 1 золотник – 4,3 грамма. А на дом ребятам было дано не менее интересное задание:  выяснить, сколько в современных единицах измерения составляют карат, унция, драхма, лот. Вот так старинные термины, красивые слова, вошедшие в пословицы и поговорки, обрели конкретный смысл…А следом открытое мероприятие давали уже сами ученики «Школы радости». Старшеклассники представили литературно-музыкальную композицию «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Юноши и девушки показали сценки из школьной жизни и короткую версию «Пигмалиона» Бернарда Шоу, но фактически не играли, а прилюдно размышляли, как говорит современная молодежь, почему язык замусорен сленгом и можно ли сделать речь чище. О том же говорили и учителя во время дискуссии «Кривое зеркало слова», которую вели абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин и ваша покорная слуга… О дискуссии мы обязательно расскажем в газете и на сайте www.ug.ru. А пока только одна цитата из заключительного слова Александра Демахина, которая достойно завершила не только разговор о слове, но и весь семинар: «Слово – красивое, полное – нужно тогда, когда есть смысл, который нуждается в этом слове. Очень важно, чтобы не было кризисов смысла, кризиса ценностей, а уж это зависит от нас… И тогда, я верю, и слово понадобится для выражения смысла».​Люберцы, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте