search
main
0

Напрасны все усилия учителя, если ребенок не хочет учиться

Сложность обучения русскому языку состоит в том, что русскоязычному ребенку трудно объяснить, зачем ему нужно изучать русский язык, когда он прекрасно уже общается на этом языке со своими сверстниками. Подчеркну, со сверстниками. При этом цель учителя – обучить ребенка правильно говорить, читать и писать на русском языке – не находит своего отклика в уме учащегося, так как их цели не совпадают.

Заставить любить нельзя, и кнут учения необходимо заменить пряником интереса, вызвать желание узнать как можно больше о предмете. А для чего нужно учить ребенка любить родной язык?У В.Даля, датчанина по родителям, сложилось мнение, что человек той национальности, язык которой он считает родным языком. Даль считал русский язык родным языком, а себя русским. А как знал русский язык Владимир Иванович, известно: составленный им полтора столетия назад словарь русского языка до сих пор поражает полнотой, красочностью изложения, любовью к русскому языку.Итак, для того чтобы человек считал себя русским, чтобы Родина у него была Россия, чтобы он мог впитать в себя всю историю своего народа, чтобы доблесть, слава, менталитет предков переходили по наследству, ему надо знать все богатство, достоинство, правила языка, на котором говорит и мыслит. Неграмотному человеку трудно иметь достоинство, трудно выйти победителем в жизни, трудно быть ведущим, чаще всего такой человек ведомый, то есть зависимый от обстоятельств. И чем младше возраст ребенка, с которым проводится работа по обучению любви к родному языку – для нас к русскому языку, тем лучшего результата можно ожидать.Ученые доказали, что особое восприятие к обучению, в нашем примере к языку, к чтению, у ребенка сохраняется до пятилетнего возраста, дальше идет только накопление к имеющемуся. Потеря времени в начале обучения практически невосполнима. На этой особенности развития человеческого интеллекта и построено образовательное воспитание детей в учреждениях дошкольного возраста. Но роль семьи, в которой проживает ребенок, в деле воспитания любви к языку одна из важнейших. Наглядный пример важности языка и связанной с ним жизни: если в семье брань заменяет язык А.С.Пушкина, а просмотром глянцевого журнала или сводок индекса рубля заканчивается интерес к чтению, то ожидать любви к родному языку у ребенка не приходится. Поэтому в семье, где растет ребенок, в его же интересах взрослым просто необходимо в его присутствии и с его участием не только разговаривать, но и читать, и писать на родном языке. Пусть недолго, немного, но постоянно и с удовольствием. Личный пример родителей играет огромную роль в воспитании у ребенка любви к родному языку.С каким удовольствием я слушала маму, когда она в короткие минуты отдыха читала для всей семьи особенно ей понравившиеся места из Шолоховской «Поднятой целины» о деде Щукаре, из рассказов Лескова, из «Мертвых душ» Гоголя. Как сочно, с каким удовольствием она повторяла понравившиеся предложения или слова. Как она смеялась! Как мы смеялись! Конечно, были прочитаны и места, где можно было поплакать. Как можно было не полюбить русский язык и как можно было не полюбить читать, если все это так нравилось и любилось мамой!Кажется, что сложного читать книгу: зная буквы, складывай их в слоги, слоги в слова, слова в предложение, и все! Оказывается, нет. К чтению надо приобщиться. И не просто к чтению, а к правильному чтению. А что такое правильное чтение, я хочу показать на примере: рассказчица едет в поезде с мальчиком и его мамой, мама восхищается умением сына быстро читать, участники действа все заняты чтением, и происходит следующее.- А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос моего попутчика.- Не замечала… не считала!Но тут мой спутник опять заговорил:- А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочли, я уже двадцать три успел!- Да зачем ты торопишься: тебе книга не нравится?- Еще как нравится-то! – ответил он.- Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, – сказала я. – А то пропустишь что-нибудь важное.- Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – Я только одну природу пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.Поезд уже подходил к станции, я затягивала ремни рюкзака, хотелось поговорить с парнем. «А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – Из книги берешь самую малость, только цепочку событий. А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк…»И пока я думала, что этих слов он вовсе не поймет, да и не захочет понять, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, как бы заставить его понять, что вовсе он не победитель в соревновании читателей, а, наоборот, тащится позади всех, поезд стал замедлять ход.Мать мальчика сказала:- Вы только взгляните: он уже проглотил книгу! Читает лучше всех в классе!И тут я, наверное, обидела ее:- Вы заблуждаетесь, – сказала я. – Он вовсе не умеет читать. (По Э. Цурупа.)Кстати сказать, русский читатель узнал о природе своей страны в конце XVIII – начале XIX века из стихов выдающегося русского поэта Гаврилы Державина.Спросите себя, что вы знаете о кузнечике? А вот что мы можем узнать со слов поэта:КузнечикСчастлив, золотой кузнечик,Что в лесу куешь один!На цветочный сев лужечик,Пьешь с них мед, как господин;Всем любуяся на воле,Воспеваешь век ты свой;Взглянешь лишь на что ты в поле,Всем доволен, все с тобой.Земледельцев по соседствуНе обидишь ты ничем;Ни к чьему не льнешь наследству,Сам богат собою всем.Песнопевец тепла лета!Аполлона нежный сын!Честный обитатель света,Всеми музами любим!Вдохновенный, гласом звонкимНа земле ты знаменит;Чтут живые и потомки:Ты философ! ты пиит!Чист в душе своей, не злобен,Удивление ты нам:О! едва ли не подобен -Мой кузнечик – ты богам! (Орфография авторская.)Мы узнали цвет кузнечика – золотой, песню кузнечика (куешь) – частые удары молоточком, стрекот, как говорим мы сегодня. Место обитания – «цветочный лужечик». Приветствуется свобода «Всем любуяся на воле, // Воспеваешь век ты свой», а когда автор этих строк писал о воле, в России свирепствовало крепостное право, людей покупали и продавали. Приветствуется мирная жизнь, без стяжательства: «Земледельцов по соседству // Не обидишь ты ничем; // Ни к чьему не льнешь наследству, // Сам богат собою всем». Проповедуется честь: только честный всеми музами любим, честного «Чтят живые и потомки». Вся эта добродетель приравнивается к богам. Хочешь быть подобием богов, будь чист душою, не будь злобным, чти волю, не будь стяжателем, уважай соседей. Вот как много можно узнать о правилах общественной жизни, прочитав стихотворение о природе, о цветочках. Читать нужно внимательно, и все! Только тогда можно понять смысл прочитанного.Конечно, дети разные по темпераменту, по интересу, по психике, но тут задача родителей методом проб и ошибок найти тему, которая была бы интересной конкретному ребенку. Родители, родители и еще раз родители своим личным примером делают своего ребенка или гражданином России, или жителем России. Гражданину России будет интересно изучать свой родной язык, жителю России достаточно зачаточного знания языка, на котором он вынужден общаться с окружающими.Родители, общайтесь с ребенком на правильном русском языке, окружите его предметами национальной культуры, национальных обычаев, сами относитесь к этим предметам с подобающим уважением, ненавязчиво возбудите интерес к ним у ребенка или историей, связанной с предметом, или добрым вымыслом, поощряйте проявленный интерес, особенно если ребенок захочет выучить наизусть понравившееся стихотворение, песню, рассказ. Это относится как к ребенку дошкольного возраста, так и к школьнику (школьнице).Эдвард Радзинский ставит перед собой задачу: каждый день наизусть выучить одно стихотворение, и делает это. Ко всему прочему это очень способствует развитию памяти.Что же касается обучению языка в школе, то тут все зависит от специалиста, учителя, педагога. Его знание, желание, умение доходчиво объяснить, сделать простыми сложные для ученика правила родного языка основа для возникновения желания изучать этот предмет. При этом все перечисленные способы воспитания в учащемся любви к родному языку, применяемые родителями, с успехом используют и преподаватели.Особо необходимо отметить, что там, где есть переплетение интереса по обучению предмета родителей и учителя, там наблюдается качественный результат. Интерес с одной стороны такого результата не дает.Татьяна ПРЯХИНА, учитель русского языка и литературы школы №423

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте