Служение идеалам добра, ненасилия, патриотизма и привитие этих идеалов подрастающему поколению средствами театральной педагогики и психологии – вот миссия школьных театров сегодня, их актуальность определяется как возрастными особенностями учащихся, так и социокультурной ситуацией, которая наблюдается в современном мире.
Актуальны постановки на школьной сцене и использование театральной педагогики в пространстве урока, когда учащимся предлагается очень хорошее и интересное задание по развитию актерского мастерства – подготовить небольшой отрывок-сценку из материала, который изучается на уроках литературы. И вот что важно: если дети не смогут выбрать логически завершенный отрывок, они не смогут его разыграть. В этом маленьком выбранном отрывке все же должны быть сюжет и яркий диалог, понятный зрителю. И выбор не должен исходить только из интереса педагога, активность участников театральной постановки будет зависеть от свободы выбора учащимися и автора, и произведения. Мы в школе ставили «Палату №6» (А.П.Чехов), «Дядюшкин сон» (Ф.М.Достоевский), «Завтра была война» (Б.Васильев).
Педагог-библиотекарь Светлана Николаевна Борцова поставила не одну сказку и с учениками 1-4‑х классов на школьной сцене. Ведь таланту все возрасты покорны.
В течение нескольких лет мы участвовали и побеждали со своими постановками на фестивале «Школьные театральные сезоны» (Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании; Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО), проводили театральные салоны, капустники, гостиные, конкурсы.
В физико-математической школе, где много математики, физики, информатики, возникла необходимость расширения социокультурного сектора за счет системы школьных театров и детских театральных конкурсов как важного инструмента воспитания подрастающего поколения и социального лифта для талантливых детей (в соответствии с поручением Президента РФ).
Не каждый ребенок, занимающийся в театральном кружке, в будущем станет актером, хотя среди наших учащихся есть и те, кто сегодня уже получает актерское образование, однако таких единицы. Для того чтобы быть актером, нужно прежде всего развить в себе подражательную способность. У нас на серьезном уровне ведется подготовка учеников-актеров для выступления на школьной сцене благодаря таким дополнительным образовательным дисциплинам, как актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, изучение истории театра и драматургии.
В основе этих дисциплин лежат элементы системы Константина Станиславского, которую мы интегрируем с современными инновационными методами и технологиями: метод Ли Страсберга (техника, побуждающая актера усиливать связь с материалом); метод Стеллы Адлер (роль воображения и эмоционального отзыва).
Важно учитывать и содержательную наполненность репертуара. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся, их воспитание, формирование в них чувства сопричастности миру российских ценностей возможны благодаря не только непосредственному участию в игре, но и вдумчивому наблюдению за тем, что происходит на сцене (речь, разумеется, о зрителях).
Театр – это отдельный мир. В школьном театре прикоснуться к этому миру могут не только ребенок и театральный педагог, но и другие учителя, родители, все те, кому небезразлично искусство сцены. И на первом этапе не важно, насколько безупречна игра юных актеров, на нашей школьной сцене выступали и дети с особенностями в развитии, им, как никому другому, было сложно выходить на сцену, но они смогли преодолеть себя. Важно здесь совсем иное, а именно осознание своей причастности и к миру искусства, и к историческим реалиям прошлого и настоящего своей страны.
Анастасия БОРИСКИНА, педагог-психолог бауманской инженерной школы №1580, кандидат педагогических наук
Комментарии