Волонтеры… Когда мы слышим это слово, перед глазами возникают стройные ряды юношей и девушек – красивых, молодых, задорных. Они готовы принять участие в многочисленных социальных проектах, ориентированных на разные слои нашего общества, например в организации и проведении шествия Бессмертного полка, они готовы помочь найти верный путь на стадион или в аэропорт потерявшимся иностранцам, приехавшим на чемпионат мира, они восстанавливают старинные храмы и полуразрушенные памятники архитектуры, возрождая их к жизни, высаживают фруктовые сады и сосновые рощи там, где когда-то были мусорные свалки и пустыри.
Форм волонтерской помощи множество. Всегда можно выбрать дело по душе, но, наверное, волонтерами просто так не становятся, ведь не каждый способен добровольно и без всякого вознаграждения работать на благо других людей, общества, родного города, страны. Конечно, многое зависит от врожденных свойств характера конкретного человека, но огромную роль в деле формирования гуманной, милосердной, патриотичной личности, способной стать на путь волонтерства и повести по этому пути других, все же играют воспитание и образование.
Процесс воспитания многогранен, сложен, путь формирования личности тернист, но именно школа как важнейший и самый распространенный образовательный институт может внести свой вклад в дело воспитания волонтера. Именно школа может предоставить каждому ребенку широкий спектр возможностей проявить себя, поучаствовать в организации какого-либо общешкольного мероприятия различной направленности. Именно в школе, принимая непосредственное участие в проведении мероприятий с привлечением волонтеров из числа обучающихся, ребенок может научиться взаимодействию с другими ребятами и взрослыми, решению проблемных вопросов, почувствовать атмосферу всеобщего единения, которая, к сожалению, так часто отсутствует в нашей обыденной жизни.
Почувствовав вкус к волонтерской работе еще в школе, ребята потом становятся активными участниками волонтерского движения.
Так, например, выпускница 2015 года школы №1272, студентка магистратуры юридического факультета МГУ Мария Плачинда была волонтером во время чемпионата мира по футболу в 2018 году, который проводился в Москве. Маша говорит:
– Это была атмосфера потрясающего праздника, единения, дружбы, поддержки, взаимовыручки. Атмосфера безудержных эмоций, искренних слез радости от победы и горечи от поражения, гордости каждого человека за свою страну. Это желание показать себя и представить свою Родину с наилучшей стороны, поделиться национальными и культурными особенностями, познакомиться с людьми из других государств и с других континентов. Ради этого можно и отрабатывать 12‑часовую смену, валясь потом с ног от усталости, не высыпаться, приезжая на стадион к 7 утра, сгорать, стоя на палящем солнце, по десять раз повторять одно и то же в громкоговоритель. Вот это и называется волонтерством. Вы только подумайте: одному из волонтеров было 83 года!
Выпускница школы №1272 Евгения Воронова, сейчас бакалавр Высшей школы экономики, тоже начинала свой путь в волонтерском движении еще в школе, потом принимала участие в организации шествия Бессмертного полка в Москве в 2018 году. Вместе с другими студентами она помогала направлять движение праздничных колонн на Красной площади, подсказывала людям, когда и куда двигаться, раздавала воду. А уже во время чемпионата мира по футболу Евгения работала волонтером в пресс-службе, оказывая помощь в организационных вопросах корреспондентам из разных стран мира, освещавшим соревнования.
– Став волонтером, – объясняет Женя, – ты погружаешься в совершенно другую среду, учишься преодолевать себя, оперативно решать разные вопросы. Волонтерство – это такая своеобразная проверка человека на прочность: ты испытываешь себя и других, в течение двух-трех дней понимая, кому можно доверять, а кто может обмануть, предать. По тому, как человек работает, видно, что он собой представляет, ведь часто бывают такие ситуации, когда надо кого-то подстраховать, чем-то помочь. И все это срочно… В обычной жизни не сразу видно, на что человек способен, а волонтерство служит своеобразной лакмусовой бумажкой. И друзья, приобретенные в это время, становятся по-настоящему близкими.
Летом 2019 года Евгения, не испугавшись огромного расстояния, в одиночку отправилась на Панамериканские игры в качестве волонтера спортивной сборной Тринидада и Тобаго. Евгения Воронова, выпускница московской школы №1272, была единственным представителем России среди волонтеров. Прошло уже несколько месяцев, но Женя с теплотой в душе вспоминает приобретенных в этой поездке друзей-перуанцев, до сих пор переписывается с ними, общается и со спортсменами-тринидадцами.
– Волонтерство – это просто какой-то взрыв положительных эмоций, – продолжает Евгения. – Приятно осознавать, что ты делаешь что-то социально важное, нужное людям. Волонтерство для меня – смысл жизни. Быть волонтером – это круто!
И Мария, и Евгения впервые почувствовали вкус к волонтерской работе именно в школе, войдя в состав совета школьного музея боевой славы воинской части 9903 и участвуя в мероприятиях, организованных музеем для школьников разных возрастных групп.
Этот музей, старейший из трех школьных музеев, составляющий ядро центра гражданско-патриотического воспитания школы №1272, был создан много лет назад, в теперь уже далекие шестидесятые годы прошлого века. Заинтересовавшись историей необычной воинской части, школьники создали группу «Поиск» (вот оно, волонтерство образца 60‑х годов) под руководством учителей английского языка и географии и начали искать оставшихся в живых бойцов, узнавать обстоятельства смерти погибших. Благодаря их работе была собрана информация о более чем 2000 бойцов и командиров особой разведывательно-диверсионной части 9903, созданной при штабе Западного фронта. Музеем был разработан и на протяжении многих лет претворяется в жизнь целый комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма. А организовывать и проводить эти мероприятия помогают школьники-волонтеры.
Так, например, они участвуют в проведении военно-спортивной игры «Память» для учащихся 5‑х классов, которая проходит в школе №1272 каждую осень. Пятиклассники делятся на команды и вместе преодолевают так называемую полосу препятствий, где им предстоят различные испытания: перенести раненых, точно бросить в цель «гранаты», пройти по «минному» полю. А командирами групп являются добровольцы-старшеклассники, они же стоят на этапах игры, проверяя качество выполнения заданий и выставляя баллы. Заканчивается игра традиционным солдатским обедом, на котором участники-пятиклассники делятся своим «солдатским пайком» с волонтерами-старшеклассниками. Вот так создается настоящая школьная семья!
Добровольцы из числа старшеклассников участвуют и в проведении традиционных военно-исторических игр для начальной школы, которые ежегодно проходят в школе в мае, накануне великого праздника – Дня Победы. Все задания игры связаны с различными моментами Великой Отечественной войны: битвой за Москву, битвой за Берлин, Парадом Победы. Игры начинаются с торжественной линейки в актовом зале, потом под звуки военного марша участники отправляются на место проведения игры – в классные кабинеты, где им предлагается выполнить различные задания: решить кроссворд, составить из разрозненных кусочков пословицы на военную тематику или собрать из фрагментов картину-пазл, изображающую события военного времени. После выполнения всех заданий начинается заключительный этап игры – воинская трапеза: каждый из участников получает несколько картофелин, соленый огурец, хлеб и чай – обычную еду военного времени. Ведут игру волонтеры-старшеклассники.
Волонтерство помогает обрести новых друзей, пополнить копилку жизненного опыта, получить новые знания и умения, а в целом наполнить жизнь смыслом и светом.
Волонтером при желании, наверное, может стать каждый. Надо только захотеть.
Арина НЕСТЕРОВА, учитель русского языка и литературы, педагог-организатор музейной работы, руководитель школьного музея боевой славы воинской части 9903 школы №1272
Комментарии