search
main
0

Наполняйте карманы… нефтью

По данным ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, долги по зарплате учителям погашены в 32 регионах России, что составляет 36 процентов всех субъектов Федерации. Меньше половины! Повышение зарплаты в 1,33 раза прошло во всех без исключения регионах. Это «единодушие» бодрит. Огорчает лишь размер повышения. Об этом информация наших собственных корреспондентов.

«Мы пытались стать участниками этой программы и раньше, но средств нам не давали. А здесь получилось». По этому поводу министр даже пошутил: «»

Не путайте поощрение с окладом…

Как обстоят дела с учительскими зарплатами в регионе, я спросила у Якова Львовича – начальника главного управления образования администрации Воронежской области.

– После октябрьского повышения зарплаты педагогам области финансовые затраты выросли на 62 миллиона рублей. Найти дополнительные суммы было непросто, тем не менее год закончили без долгов, все обязательства выполнены. В 2003 году полностью профинансированы и все наши областные программы – развития образования, информатизации и программа «Молодежь». Это важно, потому что удалось реализовать и выполнить весь комплекс мероприятий, которые мы намечали.

Воронежская область дотационная, трансферты из Москвы приходят, но деньги выделяются из общего консолидированного бюджета. Трансферты на учительские зарплаты идут в виде субвенций через федеральное казначейство и платятся день в день. «Методические» выдаем вместе с зарплатой и одновременно выплачиваем долги за прошлые годы. Задолженность составляла 40 миллионов рублей, осталось – девять. Думаю, в наступившем году закроем и эти девять миллионов.

– В этом году Воронежская область продолжает участвовать в эксперименте по единому госэкзамену. Предусмотрены ли на это средства областного бюджета? Будут ли какие-то премии или повышение зарплат учителям-организаторам ЕГЭ и директорам школ, участвующих в эксперименте?

– Да, мы заложили в бюджет 8,2 миллиона рублей именно на ЕГЭ. Педагоги получат материальное поощрение. Хотя тут есть тонкости юридического характера. Речь идет именно о поощрении, а не о заработной плате, потому что две зарплаты за один день руководитель не имеет права получать. Поэтому в смете предусмотрен именно поощрительный фонд.

В 2003 году мы всем руководителям приемных пунктов ЕГЭ выдали по тысяче рублей, а в конце года нашли возможность поощрить самых активных учителей-организаторов, тех, кто участвовал в нескольких экзаменах. Правда, поощрительный фонд очень небольшой, скорее даже условный: 800 человек получили по 300 рублей…

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж

Вовремя, но очень мало

Тревожное словосочетание «задолженность по заработной плате» для петербургского педагога потеряло свою актуальность. Так же, как и для педагога Ленинградской области. Как сообщили в Управлении по делам общего и профессионального образования Ленинградской области и в городском комитете по образованию, ни один район города и области не может «похвастать» невыплаченной зарплатой. Мало того, стабильность положения кое-где позволила порадовать работников образовательных учреждений декабрьской зарплатой в декабре, а не в январе, как принято. Другое дело, размеры учительского заработка. Свершившееся недавно увеличение его в 1,33 раза в реальном воплощении выглядит как дополнительные триста рублей. Сумма, на которую, скажем прямо, не очень-то разгуляешься. Даже при ставке, допустим, в 2000 рублей городской педагог получает в месяц порядка 3,5 тысячи рублей. И это при том, что «везет» на себе классное руководство, кабинет, методическое объединение. Аналогичная цифра витает и над областью. Если взять размер зарплаты педагогического работника муниципального областного учреждения, то в среднем он укладывается в 3474 рубля. Цифра чуть больше, пожалуй, только у сельского учителя, получающего 25-процентную надбавку.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Не зарплата, а дань … уважения

Так характеризует оплату учительского труда Валерий НИКИТИН, начальник главного управления образования Омской области:

– Для педагогов Омской области переломным был 1997 год. К тому времени сложилась хроническая задолженность по заработной плате, которая не выплачивалась по полгода. Поэтому губернатор Омской области Леонид Полежаев принял кардинальное решение о передаче функции выплаты зарплаты с муниципальных бюджетов на областной. Под это решение не попали два муниципалитета – город Омск и Любинский район, где существует крупное коммерческое бюджетообразующее предприятие. Сейчас мы по сравнению с соседями – Иркутской, Красноярской, Томской областями – выглядим неплохо. Во всяком случае, наши учителя-сельчане получают зарплату вовремя. Впрочем, городские тоже, но с месячной задолженностью. К сожалению, изменить это положение областные власти пока не в силах.

Средняя зарплата педагога 12-го разряда, работающего на селе, составляет в нашей области 3126 рублей. Эта сумма складывается из нескольких. За основу берется единая тарифная сетка. В 1990 году по Закону РСФСР «О социальном развитии села» должностные ставки сельских учителей были увеличены на 25 процентов. В 1995 году постановлением губернатора такая же надбавка установлена для педагогов рабочих поселков и городов областного подчинения.

В 1,33 раза мы повысили зарплату раньше всех. Не в октябре, как предусмотрено правительством, а еще в июле, чтобы ожидание было не таким трудным. Думаю, что и в нынешнем году проблем с зарплатой сельским педагогам не возникнет – в бюджете области заложена сумма в 1386,6 миллиона рублей, полностью покрывающая нашу потребность. Предусмотрена выплата доплат и надбавок стимулирующего характера по учреждениям образования. Так, 261 народный и заслуженный учитель в дополнение к пенсии или окладу получают сотню рублей. Конечно, немного – не деньги, а скорее, дань уважения. Нынче 156 образовательных учреждений – и области, и города – получили губернаторские гранты на сумму 450500 рублей за лучшую подготовку к новому учебному году. В наше время важно, насколько руководитель школы, училища или детсада умеет определять свою позицию в отношениях с социальными партнерами – администрацией района, родителями, спонсорами.

Проблемой остаются долги по методической литературе, возникшие в 1996-1998 годах – они составили 69 миллионов рублей. Но потихоньку и этот вопрос решается. Новых задолженностей не возникает, а старая ликвидируется.

Хотя, конечно, несмотря на наши старания зарплата учителя до смешного мала. Если бы педагогов перевели из разряда бюджетников хотя бы в разряд госслужащих, если бы удалось уйти от уравниловки, жить было бы легче. На мой взгляд, основа государства – это именно учителя. Будет государство уважать педагога – будет и юное поколение уважать государство.

Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск

Пусть проходит кто хочет, лишь бы школы достроить!

Нижний Новгород всегда был политически активным городом. Не стали исключением и прошедшие в декабре выборы в Государственную Думу. Нижегородский регион с достаточной точностью отразил результаты этих выборов по всей России. С той лишь разницей, что партии оппозиции преодолели в столице Приволжского федерального округа пятипроцентный барьер.

Нижегородцы не связывают прошедшие политические события с какими-либо изменениями в областной системе образования. Это касается родителей и рядовых педагогов, профсоюзных лидеров и журналистов, пишущих на эту тему. В областном же Министерстве образования и науки придерживаются иного мнения, и министр Сергей Наумов доказал это конкретным фактом.

Как известно, многие первые лица регионов баллотировались на этих выборах в первом списке «Единой России». Исключением не стал и нижегородский губернатор. Впоследствии Геннадий Ходырев заявил, что не покинет свой пост. Область же впервые смогла получить по федеральным адресным программам более 20 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на реконструкцию и строительство 13 школ области. Кроме того, образовательные учреждения получат средства и из областного бюджета, в котором запланировано на новый год 29 миллионов. Таким образом, в министерстве надеются, что теперь многострадальные долгострои в Ковернинском, Княгининском, Ветлужском, Кулебакском, Уренском и других районах будут пущены в эксплуатацию. Это 13 школ, которые на 80 процентов сегодня фактически готовы, но из-за нехватки средств стоят незавершенными по три-четыре года.

«Мы пытались стать участниками этой программы и раньше, но средств нам не давали. А здесь получилось». По этому поводу министр даже пошутил: «Пусть проходит кто хочет, лишь бы школы достроить!»

Ирина МАЛИНИНА, Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте