search
main
0

Напишите вместе с ребенком сказку

​Социальная ситуация развития ребенка может создаваться и позитивно перестраиваться в совместной деятельности триады «педагог – ребенок – семья» в виде поэтапно изменяющихся форм сотрудничества.

В условиях совместной деятельности педагога, ребенка и родителей происходит переход на качественно новый уровень социального взаимодействия – сотворчество и соразвитие, что открывает возможность развития гармоничной, психологически устойчивой личности ребенка. Совместная творческая деятельность детей и родителей способствует совершенствованию процесса формирования морально-нравственной сферы детей и улучшению внутрисемейных отношений, созданию благоприятного психологического климата. Наш опыт дает нам право утверждать, что можно так содержательно и логично построить сотрудничество с семьями воспитанников детского сада, что оно позволит приобщить всю семью к формированию психологически устойчивой личности ребенка. Планируя работу по взаимодействию с родителями, мы ставим такие задачи: – содействие вербальному и невербальному общению родителя и ребенка; – содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями; – изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону; – формирование положительной нравственной самооценки ребенка, воспитание желания и готовности помогать другим людям; – полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество; – повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей; – раскрытие потенциальных возможностей семьи в воспитании и развитии психологической устойчивости у детей. Для решения этих задач мы привлекаем различные индивидуальные и групповые методы, рассчитанные как на взрослых, так и на детей. Одной из нетрадиционных и, как показал практический опыт, эффективных форм сотрудничества педагогов и родителей, а также активного взаимодействия взрослого и ребенка, по нашему мнению, стало осуществление семейного проекта «Сборник сказок о Добре, Любви и Дружбе», созданного совместно детьми и родителями нашего детского сада. Сначала мы разместили объявление, в котором попросили родителей сочинить вместе со своими детьми сказки о Добре, Любви или Дружбе и проиллюстрировать их рисунками. Большинство семей с удовольствием откликнулись на наше предложение. Затем воспитатели использовали эти сказки для чтения детям в группах, а педагог-психолог провел нравственные беседы по их содержанию. Дети изготовили по мотивам прочитанного рисунки и поделки на занятиях по изобразительной деятельности, лепке, бумагопластике, флористике. Воспитатели организовали выставки поделок и рисунков в группах, инсценировали сказки с детьми старшей и подготовительной групп, организовали театрализованные представления для детей младшего дошкольного возраста нашего детского сада. Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию успешно были использованы родителями, неравнодушными к своим детям. Эта работа помогла укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровнях родителей с детьми, дала возможность поговорить о важных и значимых жизненных проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок. Такая форма сотрудничества, как «педагог – ребенок – семья», способствовала вербальному и невербальному общению родителей и ребенка, формированию положительной нравственной самооценки ребенка, устойчивой положительной «я»-концепции, а также раскрытию потенциальных возможностей семьи в воспитании и развитии моральной сферы у детей. Почему мы выбрали сочинение сказок? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами показать окружающую жизнь, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность примерить на себя и пережить чужие чувства разной эмоциональной окраски. Уникальная возможность переиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с характером самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания. Работа со сказками способствует успешному формированию эмоциональной децентрации, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, что такое хорошо и что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны. Практический опыт нашей работы показал, что все формы взаимодействия с родителями оказываются эффективными и дают положительный результат, а сам процесс становится радостным и эмоционально наполненным лишь при планомерной, целенаправленной работе, при наличии общих целей, понимании их роли в жизни ребенка и становлении его личности. Тамара ШАТВЕРЯН, заведующая, Анна ФИНК, педагог-психолог Центра развития ребенка – детского сада №474

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте