В учебнике русского языка за второй класс есть тема о способах и традициях написания писем. Неужели современным детям будет интересна эта тема? Пригодятся ли им в условиях современной жизни с ее скоростями и техническими возможностями эти знания?
В нынешних жизненных обстоятельствах впору школьникам преподавать скорость печатания на компьютере, а не вникать в особенности эпистолярного жанра. Нужно ли возрождать желание писать письма у нынешних детей? Я помню, чем было письмо для поколения бывших пионеров и октябрят. В нашем детстве не было иных способов общения со своими сверстниками из других городов, кроме как писать друг другу письма. Помню до сих пор это чувство томительного ожидания, этот восторг, когда в почтовом ящике находишь заветный конверт. Не скрою, что некоторые наиболее дорогие для меня письма до сих пор берегу и перечитываю, возвращаясь в прошлое.
Современные же дети быстро и без проблем могут общаться со своими друзьями в любой точке мира, обмениваться фотографиями, видео за считанные секунды. Конечно, это удобно, но именно эта скорость и лишает такое общение тепла и задушевности, эсэмэс-сообщения коротки и информативны, а значит, неэмоциональны. А нужны ли нынешним детям те эмоции, которые испытывали ребята моего поколения, получая письма?
Я все чаще стала замечать, как мои первоклашки, едва научившись писать, с огромным удовольствием подписывают поздравительные открытки родителям, учителям, друг другу, проявляя творческий подход, дополняя свои поздравления всевозможными рисунками и аппликациями. А ведь это настоящая ручная работа, написанная и сделанная с душой. А сколько труда вложено в подписанную открытку!.. Ошибку в этом случае быстро не сотрешь, здесь надо подумать, сосредоточиться, четко и заранее сформулировать свою мысль, прежде чем писать. И, конечно, почерк… Старательно выведенная каждая буква – это ли не проявление уважения и любви к адресату? Почерк – это отражение личности автора письма, его неповторимой индивидуальности. А вот отсутствие почерка в электронных сообщениях не дает гарантии, что собеседник в действительности является тем, за кого себя выдает.
О пользе писем в развитии речи и грамотности говорить не приходится, этот факт, думаю, всем очевиден. Но главное значение бумажных писем – это живое общение людей. Письмо – это обмен впечатлениями, переживаниями, сомнениями и раздумьями. Письмо вещественно, осязаемо, его можно хранить и перечитывать. Оно как будто устанавливает невидимую тонкую душевную связь с собеседником. Так, в нашем классе родилась необычная традиция – писать письма на летних каникулах. Насколько понравится эта идея детям, я не могла предположить, давая свой адрес. Я только с нетерпением ждала: откликнуться или забудут? И полетели белые конверты из разных городов, сел, деревень и даже из других стран. Ребята не только писали, они украшали письма рисунками, вкладывали в конверты засушенные веточки и цветы. В своих посланиях они рассказывали обо всем, что с ними происходило, что их волновало.
О том, понравилась ли им моя идея, говорит мнение одной из учениц: «Мне очень понравилось писать письма, а еще больше понравилось получать их. Оказалось, что это очень волнительно – ждать письмо, бегать на почту, проверять, не пришло ли еще, потом наконец получить долгожданный хрустящий конверт и вскрыть его… В этом были какая-то магия и волшебство, я сама не ожидала такого. Я храню полученные от Ольги Витальевны письма, перечитываю их и очень дорожу ими». Особое отношение к вновь появившейся традиции сложилось и у родителей. Интересное наблюдение одной из мам моей ученицы: «На летних каникулах наша классная руководительница предложила обмениваться бумажными письмами. Для нас опыт написания бумажных писем был новый и необычный. Дети сейчас привыкли к моментальным электронным сообщениям, формат которых обычно довольно примитивен. К бумажному письму совсем другой подход. Дочка писала письмо несколько дней, исправляла ошибки, меняла формулировки, несколько раз переписывала. Я видела, что в бумажное письмо она вкладывает гораздо больше чувств и мыслей, чем в обычные сообщения».
Но вот что особенно важно, мои ученики окончили начальную школу, у них начался новый этап школьной жизни, а письма я продолжаю получать… Я поняла, что письмо – это величайшая ценность человечества. Это своеобразный разговор с самим с собой, познание себя в разговоре с собеседником, поиск созвучности твоего внутреннего мира с миром другого человека. Люди, которым мы готовы, хотим и не можем не писать бумажные письма, – главные люди в нашей жизни. Это наши друзья, близкие, ученики и учителя, встречи с которыми бывают судьбоносными. У бумажных писем 11 ноября праздник – это их день. Пишите письма, пишите друзьям, соседям, одноклассникам, родным и близким, делитесь своими мыслями, впечатлениями, своими любовью и теплом…
Пиши мне больше. Пиши мне чаще.
О чем-то важном, о настоящем.
Я прочитаю. Всегда отвечу.
На расстояньи устроим встречу.
Пиши о грустном и о забавном.
О наболевшем. Пиши о главном.
Пиши мне письма. Я прочитаю.
Потом когда-то перелистаем.
Лена Пителина
Ольга МАСЛОВА, учитель начальных классов школы №1018
Комментарии