Информация для человека, живущего в современном мире, чрезвычайно важна. Это относится и к подрастающему поколению… Не секрет, что телевидение и Интернет являются у сегодняшних школьников приоритетными источниками информации и коммуникации. И это неудивительно, поскольку современное подрастающее поколение, имеющее клиповое мышление, все сильнее ориентируется на визуальную, а не на вербальную информацию.
Однако в последние годы современное российское общество столкнулось с целым комплексом серьезнейших проблем, связанных с усиливающимся влиянием средств массовой информации и коммуникации на современных детей и подростков. Одна из таких проблем заключается в том, что современные массмедиа достаточно агрессивно присваивают себе просветительские и образовательные функции и соперничают с системой образования. Поэтому в этой ситуации возникает острая необходимость в серьезной подготовке подрастающего поколения к взаимодействию со средствами массовой информации. Это обусловлено еще и тем фактом, что влияние СМИ на формирование личности современного подрастающего поколения по большей части негативное, что вызывает серьезную озабоченность у педагогов, психологов, социальных педагогов, родителей и представителей широкой общественности.В связи с усиливающейся необходимостью обеспечения информационной безопасности детей и подростков педагоги и родители уже неоднократно высказывали предложение регулярно проводить в российских школах уроки по медиабезопасности и рассказывать школьникам о правилах безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты в интернет-сетях и мобильной связи.Воспитательный потенциал СМИ широко использовался, например, в советский период. На таких изданиях, как «Комсомольская правда» и «Пионерская правда», журналах «Костер» и «Юность», замечательных телевизионных передачах об истории и культуре, выросло не одно поколение советских детей. К сожалению, в современных социально-экономических условиях огромный воспитательный потенциал федеральных, региональных и городских печатных СМИ используется не так, как хотелось бы…. Большинство молодежных изданий проблему просвещения и воспитания (в том числе и патриотического) своих читателей понимают очень однобоко. Их глянцевые страницы пестрят публикациями, из которых подросток может узнать все гламурные новости и сплетни из жизни звезд шоу-бизнеса, но не более того…В своей статье «Молодежь. Государство. СМИ. Конфликт интересов?» С.А.Стерхова замечает, что «рыночный характер современных СМИ не оставляет иллюзий по поводу направленности воздействия формируемых образов на молодежную аудиторию». Сегодня многие отечественные ученые и педагоги солидарны во мнении, что большинство современных печатных СМИ являются явной медиаугрозой для российских детей и подростков, ведь они формируют пассивное состояние сознания и искаженное представление о реальности, тем самым прививая чуждые нашему народу культуру и духовные ценности.Конечно, самым простым способом борьбы за медиабезопасность наших детей и подростков могло бы стать закрытие «желтых» печатных изданий и введение жесткой цензуры в глянцевых молодежных журналах, но это может только усугубить ситуацию, ведь, как известно, запретный плод сладок. Да и в условиях коммерциализации журналистики такой подход вряд ли возможен… Печатные СМИ необходимо сделать не противниками, а союзниками в благородном деле воспитания подрастающего поколения. У современных детей и подростков, перегруженных негативной информацией, должны быть «островки стабильности» – некие амортизаторы, позволяющие ребенку восстановить свои душевные силы, сохранить целостность индивидуальности».Таким своеобразным островком медиабезопасности для детей и подростков могут стать, например, школьные печатные издания. Являясь важным элементом социализации детей и подростков, школьные газеты, журналы и альманахи играют особую роль в приобщении подрастающего поколения к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, так как радикально отличаются от тех красочных изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Миссия школьных изданий в первую очередь просветительская и воспитательная и только в последнюю – развлекающая. Самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а в тех качественных нравственных изменениях, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает, ведь круг читателей одного школьного издания достаточно широк и охватывает самих подростков, их родителей, родственников, педагогов, молодежь из близлежащих районов…Помимо воспитательного потенциала необходимо учитывать и образовательные возможности школьных СМИ как медиаобразовательного проекта… За кажущейся несерьезной игрой школьников в журналистов кроется огромный воспитательный потенциал, который укладывается в рамки требований федерального государственного образовательного стандарта. Самостоятельно работая над материалами о школьных мероприятиях, рассказывая об учителях и одноклассниках, о работе школьных кружков, старшеклассники осваивают различные компетенции, так необходимые в информационном обществе: учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, письменно формулировать свои мысли, общаться… Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.Работая над своими журналистскими материалами, школьники стараются написать их как можно лучше и интереснее, ведь они написаны «своими для своих»… Заинтересованность подростков в литературном качестве материалов школьной газеты отражают результаты опроса, проведенного среди учеников школы №1799, в котором участвовали 187 школьников с 8‑го по 11‑й класс. Школьникам было предложено ответить на вопрос, допускается ли, по их мнению, использование бранных слов и ненормативной лексики в школьных печатных изданиях. Почти 87% лицеистов посчитали использование такой лексики в школьных изданиях неприемлемым! Среди этих ребят были и те, кто активно участвует в создании школьной газеты… Во многих классах письменный опрос постепенно перерос в активную дискуссию, во время которой лицеисты аргументировали свое отрицательное отношение к использованию ненормативной лексики в школьных изданиях тем, что «эти газеты читают еще учителя и родители», что «школьная газета должна воспитывать, а не опускаться до уровня жаргонной речи». А сами корреспонденты школьной газеты признались, что у них рука не поднимется вставить «такие словечки» в свою статью…Вывод в данной ситуации напрашивается сам собой: большинство современных детей и подростков нуждаются в таких островках медиабезопасности, как школьные газеты. И особенно это проявляется в нынешней противоречивой ситуации, связанной с усилением негативного влияния средств массовой информации и коммуникации на подрастающее поколение. Наши дети устали от негатива, который, подобно девятому валу, обрушивается на них со страниц взрослых СМИ. В сложившихся обстоятельствах школьные издания способны инициировать в современных детях и подростках значительные нравственные изменения и заложить прочную основу для дальнейшего формирования личности успешного современного человека.Юлия АГАФОНОВА,член Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ), педагог дополнительного образования школы №1799
Комментарии