search
main
0

Написанные рукой Господа Тема “Жизнь – мое естественное право”. 9-й класс

“Священные права человечества написаны лучом солнца, рукой Господа на всех людях и никогда не будут стерты или искажены никакой земной властью”.
А. Гамильтон

Цели:
Создание мотивации для знакомства с правом на жизнь.
Выяснить, как это право соотносится с естественными правами человека.
Рассмотреть, в каких международных и государственных документах зафиксировано важнейшее право человека.
Развивать у учащихся умения аргументировать свою точку зрения, сравнивать свой выбор с выбором других.
Вопросы:
Что означает право на жизнь? Какие условия влияют на жизнь?
Что есть естественное право? Какие права относятся к естественным?
В каких международных и государственных документах зафиксировано право человека на жизнь?
Основные понятия:
Декларация, конвенция, пакт, конституция, право на жизнь, право, естественное право, ООН.
Оборудование урока:
Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, извлечение из Пакта о гражданских и политических правах, конституция.

Ход урока
I этап. Мотивация
Учащимся предлагается небольшая историческая справка:
“Мы считаем очевидной Истиной то, что все Люди созданы равными, что от Создателя они наделены неотъемлемыми Правами, среди которых Право на Жизнь, Свободу и стремление к лучшей доле”.
Декларация независимости, 1776 г.
Эта выдержка из Декларации независимости включает в себя некоторые из наиболее важных философских идей, лежащих в основе естественного права, идею которого выдвинул великий английский философ Джон Локк (родился в 1632 г.). В учении о праве он развил теорию естественного права и исходил из того, что естественное право как закон природы выражает разумность человеческой натуры и поэтому требует мира и безопасности для всего человечества. Среди основных прав человека Локк называет право собственности, право на жизнь и свободу.
Постановка проблемы:
Учитель обращает внимание учащихся на то, что именно развитию естественного права и права на жизнь будет посвящен урок.
Что означает право на жизнь?
Учитель подчеркивает, что Всеобщая декларация прав человека защищает право человека на жизнь. Ст. 3. “Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность”.
Далее обсуждаем вопрос:
Что означает право на жизнь?
Комментарий учителя.
Жизнь – это величайшая ценность. Право на жизнь является самым основным правом человека. Никто не может лишить его жизни. Государство должно заботиться о том, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. Сейчас нам кажется очевидным, что каждый человек имеет право на жизнь. Но так было не всегда.
Выступление с опережающим заданием учащихся, своеобразная историческая справка.
Были такие времена, когда властители, короли, феодалы решали вопросы жизни и смерти своих подданных, по своему усмотрению могли казнить или миловать. Ни один не был уверен в том, что на него не падет гнев правителя. Простые люди также нарушали права друг друга. В истории можно найти множество примеров, когда жизнь людей и даже детей не ценилась.
Например, в Древней Спарте ребенок, появившийся слабым, лишался права на жизнь! Его осуждали на смерть. Новорожденного ребенка отец приносил старейшинам, которые внимательно его осматривали и, если находили больным, хилым, то сбрасывали со скалы или оставляли на горном хребте умирать. Это было крайне несправедливо. Но тогда в Спарте существовали такие жестокие законы.
Предлагается учащимся вопрос:
Почему так жестоко люди поступали по отношению к детям и друг к другу?
Предполагаемые результаты:
В ходе беседы выясняется, что жизнь человека – это большая ценность, ее нужно оберегать, никто не может лишить человека жизни. Можем изобразить схематически (запись в тетрадь):

Право на жизнь

Жизнь человека – ценность
Жизнь человека надо оберегать
Никто не может лишить человека жизни

Таким образом делаем вывод:
Люди всегда мечтали о справедливости и о том, чтобы никто не смел посягать на жизнь человека. И если мы представим права человека как некую совокупность в виде круга, то в любом секторе мы сможем получить все понятия, слова, связанные с правом человека на жизнь.

П – помощь
Р – разум, религия, ребенок
А – апартеид
В – война, виновность, враждебность
О – общество

То есть в самом понятии права заложено, что никто не имеет права нарушать жизнь человека. Они провозглашались с церковных амвонов, излагались в памфлетах, были предметом публичных дебатов и частных бесед. Они были разработаны в трудах многих философов.

II этап. Решение проблемы
Предлагается учащимся: для того, чтобы лучше понять положения философии естественного права, вы должны попытаться ответить на вопросы, которые она ставит.
Необходимо разделить класс на 6 групп. Надо, чтобы подростки поняли, что в разные периоды истории у людей были весьма отличающиеся друг от друга точки зрения на эти проблемы.
Представьте себе, что все ученики из нашей школы попали в такое место, где достаточно природных ресурсов для благополучного проживания. Когда вы туда прибыли, у вас не оказалось возможности связаться с людьми из внешнего мира. Представив себя в этой вымышленной ситуации, ответьте на следующие вопросы. Сравните ваши ответы с мнением Джона Локка.

1-я группа.
По вашему прибытию должно ли быть организовано какое-либо правительство или установлены законы для осуществления контроля за тем, как вы живете?
2-я группа.
Будет ли кто-нибудь иметь право руководить вами, будет ли у вас право руководить кем-либо другим?
3-я группа.
Будете ли вы обладать какими-либо правами?
4-я группа.
Что могут попытаться сделать люди, которые более сильны или более сообразительны?
5-я группа.
Что могут попытаться сделать люди, которые слабее других?
6-я группа.
Какой может оказаться жизнь в этом месте?

Предполагаемые результаты:
Ответы учащихся могут совпадать с мнением Д. Локка или отличаться от них. В этом уроке мы заостряем внимание на понимании смысла естественное право.
1. Д. Локк считал, что законы существуют и в естественных условиях. Он называл эти законы “Естественное право”. Он утверждал, что в естественном государстве существует естественный закон, которому должны подчиняться все… Никто не имеет права покушаться на жизнь другого, здоровье, свободу или собственность.
2. Никто не имеет права руководить тобой, и ты не имеешь этого права по отношению к другим.
3. Путем рассуждений пытаясь определить, какие права вытекают из естественного права, Локк спрашивает себя: “В чем нуждаются, к чему стремятся все люди, независимо от их убеждений и от того, где и когда они живут?”. И определил следующие права:

Эти права были названы естественными правами человека, и у вас есть право защиты их от посягательств других.
Таким образом делаем вывод:
В чем же значение определения естественное право человека?
Локк, например, определял естественные права в терминах “жизнь”, “свобода” и “собственность”, поскольку считал их относящимися к сущности человека. Они делают нас людьми и определяют наши цели в жизни. Эти права Д. Локк также называл неотъемлемыми. Это значит, что они настолько являются частью человеческой натуры, что не могут быть ни дарованы, ни отняты.

Естественное право

Право на жизнь
Право на собственность
Право на свободу

По нашему мнению, естественные права человека – это права, которые защищают каждого, которыми могут пользоваться все и жить в согласии и мире.
В каких международных и государственных документах зафиксированы права человека на жизнь?
1. Кто должен обеспечивать защиту естественных прав человека, в том числе и право на жизнь?
Ответ: государство.
2. Какая международная организация призвана защищать права человека?
Ответ: ООН, Комитет по правам человека, штаб-квартира в Нью-Йорке.
3. Какие международные документы защищают права человека?
Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.
Пакт о гражданских и политических правах человека, 1966 г.
Конвенция о правах ребенка
Конвенция о защите прав человека
Конституция РФ (Конституция республик)
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
4. Этот вопрос очень интересный. Как вы считаете, есть ли у нас в повседневной жизни документы, которые бы защищали права человека на жизнь?
Правила дорожного движения
Правила по технике безопасности
Санитарные и противопожарные меры.

Предполагаемые результаты:
В ходе беседы на доске и в тетради записываются основные понятия урока: декларация, конвенция, пакт, конституция, право на жизнь, ООН, право.

III этап. Подведение итогов работы и выводы
В результате обсуждения учащиеся подводятся к выводу: жизнь – естественное право каждого человека; человеческие возможности не должны быть ограничены ни ситуацией, ни группой населения, в которой человек был рожден. Человек есть личность более важная, чем класс или группа населения. И мы представляем общество как собрание личностей, у каждой из которых имеются одинаковые права. И эти права зафиксированы в международных и государственных документах.

IV этап. Рефлексия
Какие трудности вы испытали в процессе работы?
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Удалось ли сразу увидеть проблему и определить предмет обсуждения?

Словарь урока
Декларация – документ однородного содержания; государства, подписавшие его, не обязаны выполнять; декларация носит рекомендательный характер.
Конвенция – документ однородного содержания; государства, подписавшие его, обязаны выполнять;
Пакт – документ неоднородного содержания; государства, подписавшие его, обязаны выполнять;
Конституция – основной закон страны;
Право на жизнь – запрет беззаконного убийства;
Право – система общеобязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах.
ООН – Организация Объединенных Наций – Международная организация, призванная обеспечить мир и защиту прав человека.

Домашнее задание:
Подумайте над вопросами к следующему уроку:
1. Если задачей государства является защита права на жизнь, свободу и собственность, то при каких условиях у него должны быть возможности ограничивать эти права?
2. Существует мнение, что люди с разными способностями не должны обладать равными правами. Вы согласны с этим?
3. Напишите сочинение-эссе на тему эпиграфа нашего урока.

Майя КОЛЯДЕНКОВА,
учитель права и обществознания

Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте