Оскольский политехнический колледж – одно из самых популярных учреждений образования в городе Старый Оскол Белгородской области. 60 преподавателей обучают 1200 студентов по нескольким основным специальностям: техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, обработка металлов давлением, технология машиностроения, металлургия черных металлов, экономика и бухгалтерский учет. По окончании четырехлетнего обучения выпускники получают дипломы техников-электриков, механиков, прокатчиков, металлургов и другие.
В каждом учебном плане на всех специальностях, по которым готовят студентов, присутствуют дисциплины регионального компонента. Они обусловлены запросами предприятий Старого Оскола. К примеру, на специальности “обработка металлов давлением” в колледже изучается производство сортового проката и методы контроля качества продукции – именно то, что требуется Оскольскому электрометаллургическому комбинату.
Система непрерывного профобразования отработана в колледже четко. В нескольких базовых школах Старого Оскола (N 13, 28, 27) открыты лицейские классы: год или два будущие абитуриенты готовятся к поступлению в колледж, углубленно изучают черчение, информатику и математику. Это дает больше шансов при поступлении, и не только потому, что дети уже знакомы с преподавателями, а главным образом потому, что имеют более глубокие знания. Для этих ребят из лицейских классов выпускные экзамены одновременно считаются вступительными в колледж. Став студентами, они на четвертом курсе посещают курсы довузовской подготовки тех высших учебных заведений, у которых с колледжем заключен договор о сотрудничестве. Это Воронежская технологическая академия, Воронежский технический университет и Старооскольский технологический институт – филиал Московского института стали и сплавов (СТИ МИСИС). Практически по всем специальностям студенты колледжа имеют возможность продолжать обучение в вузах.
– Мы согласовали свои программы с вузовскими, – рассказывает замдиректора колледжа по учебно-воспитательной работе Елена Николаевна Береговенко. – Общая часть изучаемых дисциплин перезачитывается, и наши студенты поступают в спецгруппы вузов, чтобы учиться по сокращенному курсу – 3-3,5 года. Еще один плюс: ребята, которые посещают курсы довузовской подготовки, но должны призываться в армию, после защиты диплома продолжают учебу на курсах. И им дается возможность поступить в вуз, если не поступают, идут служить, а если поступают, получают отсрочку.
На базе колледжа работает заочное отделение Воронежской технологической академии. Материальное обеспечение учебного процесса более чем приличное, одних компьютерных классов – четыре. С февраля 2000 года колледж работает как федеральная экспериментальная площадка “Учебно-методическое обеспечение колледжа в системе непрерывного профессионального образования”. В рамках эксперимента разработано положение о нормах времени на научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Это дает возможность оплачивать преподавателям все виды методической работы, будь то написание программ, методических рекомендаций или подготовка урока. Все материалы и программные разработки рассматриваются на заседаниях кафедр и на научно-методическом совете колледжа. Естественно, что столь значительный материальный стимул во много раз повышает заинтересованность преподавателей и в качестве уроков, и в саморазвитии. Финансируются затраты из федерального бюджета в рамках эксперимента. Результат дополнительного стимулирования очевиден: среди преподавателей пять кандидатов наук и девять соискателей и аспирантов.
– На сегодняшний день, – считает директор Анатолий Трофимович Кондауров, – Оскольский политехнический колледж оформился как многоотраслевое, многофункциональное, многоуровневое, многоступенчатое учебное заведение, ориентирующееся на удовлетворение запросов личности в формировании собственной образовательной траектории.
Татьяна МАСЛИКОВА,
Старый Оскол,
Белгородская область
Комментарии