search
main
0

Наперегонки со временем. или Жажда самоприменения

У лицея при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций имени профессора М.А.Бонч-Бруевича любимых слоганов много, но, пожалуй, наиболее характеризующий деятельность учебного заведения таков: «Время, вперед!». Здесь действительно подгоняют время. И даже обгоняют его. Именно это опережение позволило лицею весной 2005 года войти в десятку лучших школ России. На конкурсе инновационных разработок «Сильная Россия – конкурентоспособное образование», проходившем в рамках Российского образовательного форума, лицей получил диплом лауреата в самой престижной номинации «Инновации в управлении».

Собственно, другого от учебного заведения, изначально задуманного как инновационное, никто и не ожидал. Как говорит директор лицея профессор Владимир Зиновьевич Лундин, путь к победе шел девять «пионерских» лет. Именно пионерских, поскольку идея создания учебного заведения подобного типа была назревшей, но реализовать ее можно было только опытным путем. Таким образом, в 1996 году на свет появился лицей при университете, учрежденный совместно Комитетом по образованию Санкт-Петербурга и Министерством информационных технологий и связи РФ. Владимир Лундин называет это удачным стечением обстоятельств: Комитет по образованию проявлял заинтересованность в появлении новых форм образовательных учреждений, а университет, в свою очередь, являлся лидером по работе с базовыми профильными школами и мечтал о рождении структуры, которая бы выводила на уровень «полного университета». С появлением лицея как старшей профильной школы это понятие приобрело реальные очертания.

Сегодня в лицее сто учащихся. Занимаются с ними как «классические» школьные учителя-предметники, так и преподаватели вузовского типа, преимущественно из «отеческого» университета. Первые ведут базовые дисциплины, вторые – профильные, элективные и факультативные курсы.

– Мы реализуем профильный учебный план старшей ступени средней общеобразовательной школы, то есть учим два года

(10-11-е классы), – поясняет Владимир Лундин. – Наш профиль – информационно-технологический. Соответственно у лицеистов десять часов в неделю информационных технологий, включая профильные и элективные курсы. Также мы предлагаем учащимся сильную физико-математическую подготовку: шесть часов в неделю – основной курс математики, два часа – факультативный, четыре часа – основной курс физики и два часа – факультативный.

– Как осуществляется отбор желающих поступить в лицей?

– Как такового конкурсного отбора нет. Есть достаточно формальное тестирование, где мы проверяем: владеет ли ребенок навыками по математике и физике на базовом уровне девятого класса. Если владеет, нам этого довольно, тем более что идут сюда ребята, в основном увлекающиеся программированием и желающие работать за компьютером. Тем, кому пробелы в знаниях не позволяют освоить программы лицея, мы рекомендуем обучение в профильных школах университета. Теперь у нас появилось и предпрофильное обучение для ребят девятых классов. Они к нам приходят, мы присматриваемся друг к другу, как на «помолвке», и, если ребенок готов, готовы родители, поднимаем уровень знаний до необходимого для поступления в лицей. Любое учебное заведение своего рода лечебница: иногда беда ребенка, не знающего, допустим, физику, связана не с ним, а с условиями предыдущего обучения.

– Владимир Зиновьевич, какая перспектива ждет ребят, заканчивающих обучение в лицее?

– Видите ли, помимо традиционного аттестата зрелости, мы даем молодым людям профессию. За три года, включая предпрофильное обучение, ребенок может получить удостоверение государственного образца по рабочей специальности «оператор ЭВМ». В чем наша главная целевая установка в отличие от обычной школы? Мы не ставим своей задачей поступление ребенка в вуз, нам важно, чтобы, поступив в университет, выпускник лицея был в состоянии со 2-3-го курса включаться в технологический, производственный процесс информационных фирм. К окончанию университета они уже должны иметь опыт работы, и, если 50% из них его приобретут, мы будем считать это самым большим своим достижением. Эти дети впишутся в стремительное развитие технологий. Школа должна подготовить ребят к жизни, обучить системному мышлению. Фундаментальность мы понимаем как умение использовать знания по математике, физике, компьютерным технологиям в конкретных задачах инфокоммуникаций. Поэтому в лицее чрезвычайно популярны интегральные уроки.

Еще один слоган, который прозвучал из уст директора лицея: «В старшей школе должен доминировать фристайл». То есть творческое начало – залог полноценной, полнокровной учебной жизни. Одно тяжело – творчество никогда не вписывается в регламент, и, как по секрету сказал Владимир Зиновьевич, преподаватели вуза иногда жалуются ему на выпускников лицея: мол, у них «зуд самоприменения».

– В таких случаях я отвечаю словами Герберта Спенсера: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Пусть действуют, пробуют. Нам бы вообще хотелось, чтобы выпускники лицея – студенты 2-3-х курсов – приходили к нам на уроки элективных дисциплин и рассказывали, где работают, чему научились. Привлечение студентов университета в качестве сотрудников и тьюторов может привести к формированию творческих микроколлективов и реализовать самостоятельное направление в обеспечении непрерывности профессионального образования. Кстати, наши преподаватели, ведущие элективные дисциплины, обязательно работают в инфокоммуникационных фирмах, то есть они не только учат, но и рассказывают о том, что умеют делать.

– Есть в городе лицеи, аналогичные вашему?

– С подобным типом учредительства – нет. Но вообще я считаю, что при каждом университете должны быть такие лицеи. Нам очень повезло, что во всех начинаниях нас поддерживают руководство университета в лице ректора Александра Александровича Гоголя и Комитет по образованию, возглавляемый Ольгой Владимировной Ивановой. Мы не автономны территориально, то есть располагаемся на площадях университета, но это огромный плюс, поскольку ребята оказываются изначально погруженными в университетскую среду. Единственный минус в том, что теперь двойное учредительство противоречит закону №122 о разделении федерального и регионального бюджетов, что создает нам труднопреодолимые проблемы. В частности, запрещено иметь расчетный счет, нет оперативности пользования внебюджетными средствами. По закону от одного из учредителей нужно отказаться, хотя оба учредителя государственные и объединены общим интересом: формированием системы непрерывного образования.

В дальнейшем впереди у нас интереснейшая перспектива: в 2008 году на территории вуза развернется парк высоких технологий. В проекте есть и здание школы, где расположится лицей, но главное, в IT- парке сосредоточатся различные инновационные фирмы, где наши лицеисты будут проходить практику и работать. Вообще привлечение старшеклассников к работе в фирмах и офисах в рамках неполной занятости в мегаполисах довольно частое явление. Примерно 20-25% лицеистов представляют семьи, где родители работают в телекоммуникационных фирмах и стремятся привлечь детей к будущей работе в сфере высоких технологий. Таким образом формируется заказ на образовательный процесс, позволяющий прививать обучаемым социальную активность. Сотрудничество в школьные годы в фирмах информационно-технологического профиля считается в нашем лицее престижным, поощряется и включается в учебный процесс как самая точная реализация элективной составляющей образования.

– Владимир Зиновьевич, к чему обязывает звание лучшей школы России?

– Наверное, быть на уровне. Впрочем, что значит лучшая школа? Как точно выразился председатель жюри Эдуард Никитин, побеждает школа, которой удалось лучше других представить свои результаты. Мы отдаем себе отчет в том, что в финале было немало школ лучше лицея. В стране их огромное множество, и, чтобы быть на уровне, у них надо многому поучиться. Мы знаем, как это трудно, но постараемся не изменять своему любимому слогану: «Время, вперед!».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте