За пять лет, начиная с 1992 года, население России сократилось на 13 миллионов человек, а численность детей до 17 лет – на 4,2 миллиона. С чем связан этот демографический спад, думаю, ясно – так называемая переходная экономика оставила за чертой бедности больше половины населения страны.
Официальный прожиточный минимум в стране равен сегодня 1719 рублям в месяц. Между тем я знаю женщину, которая, получая зарплату 500 рублей, растит маленького сына одна. Летом они работают на огороде, запасаясь на зиму картошкой и капустой, а осенью ходят в лес за грибами и рябиной. Рябиновое варенье хорошо помогает от простуды во время зимнего ненастья.
По закону на каждого ребенка российским семьям полагается детское пособие, средний размер которого равен 70 рублям. Оговорюсь: для одиноких матерей он в два раза выше. Когда я поинтересовался в Минтруде, из каких соображений устанавливается подобная смехотворная сумма, которая никоим образом не согласуется с прожиточным минимумом, то получил “исчерпывающий” ответ: расходы на детские пособия и так составляют в бюджете страны 23 миллиарда рублей. Замечу, однако, что даже их государство выплатить не в состоянии, и на сегодняшний день долг по детским пособиям – 15 миллиардов рублей.
По словам Елены Куприяновой, зам.руководителя Департамента по делам семьи, женщин, детей и молодежи Минтруда России, наметилось снижение государственной задолженности по детским пособиям примерно в два раза по сравнению с прошлым годом. Еще одна хорошая новость: Минтруд внес свои предложения в правительство по увеличению размера детского пособия. Елена Куприянова отказалась назвать конкретную цифру, поскольку предложения не утверждены. Впрочем, при существующем порядке выплаты, когда сумма задолженности составляет практически треть от годового объема детских пособий, любое повышение – бессмысленно. Надо сначала расплатиться с долгами.
Повышение детских пособий даже в пять раз вряд ли решит финансовые проблемы малоимущих семей. Но в России есть и другие семьи, в которых дебет и кредит бюджета исчисляются исключительно в долларах, а кроме того, принято обучать ребенка в частной школе за тысячу “баксов” в месяц и нанимать ему гувернера, няню, личного шофера… Зачем же государству устанавливать единый размер детских пособий? Социальная помощь должна быть адресной. По-моему, эту аксиому не нужно доказывать. А состоятельные родители смогут прекрасно спланировать свой бюджет и без участия государства.
…Возвращался я как-то из Тулы в Москву на электричке. Передо мной сидела супружеская пара, уже в возрасте. Между тем их дочке, спящей у окна, можно было дать не больше пяти лет. Сначала я даже подумал, что это внучка, и удивился, с какой заботой, даже трепетом они к ней относятся. Дорога была дальняя, народу набилось много, и кто-то из пассажиров заворчал, что людям сесть негде, а девчонка пол-лавки заняла. Мать принялась объяснять, что девочка больна церебральным параличом, и они возят ее из Тулы в Москву на лечение.
Лечение платное. Родители тратят на него все, что зарабатывают, но нет для них большего счастья, чем услышать от дочки: “Подольск проехали”.
– А ведь врачи мне советовали сдать ее, – вполголоса сказала мать…
Я подумал, сколько еще предстоит вынести этим родителям. Ведь фактически они один на один со своей бедой. Государственная поддержка таких семей мизерная и практически не индексируется. В расчет не берутся не только рост потребительской корзины, но и скачок цен на лекарства, связанный с новым налоговым законодательством. Существуют пять законов и еще больше указов, положений и постановлений, не говоря уже о Конституции, гарантирующих льготы и социальные гарантии инвалидам. Однако все они бессильны перед инфляцией.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии