Два года назад Приморский край стал участником партнерства «СИВИТАС – Восточная Россия», работу которого координирует АНО «Русско-Американский центр» в г. Петропавловск-Камчатский. И началась кропотливая работа в сфере гражданского образования в Приморье. Особенно насыщенной она была в этом году. Наиболее крупным проектом в рамках партнерства явилось участие приморских школьников во всероссийской акции «Я – гражданин России». Кто бы мог подумать, что 13-15-летние подростки откликнутся всей душой на предложение принять участие в проекте и, вместо того чтобы гулять или кататься на коньках, будут рваться решать насущные вопросы. Самые неугомонные нашли применение своей энергии. В марте во Владивостоке прошел уже второй краевой фестиваль «Я – гражданин России». Он стал заметным событием в жизни нашего края. Увеличилось число команд-участников, улучшилось качество представленных работ.
Кроме этого, по инициативе партнерства «СИВИТАС – Восточная Россия» учащиеся г. Владивостока приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Колокола памяти», посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работы Ксении Бондарчук и Елены Кочубей (школа №57) были признаны лучшими и вошли в число победителей. Они приглашены на Фестиваль финалистов, который состоялся в с. Кинель-Черкасы Самарской области и проходил при организационной и финансовой поддержке многих организаций, в том числе международного партнерства «СИВИТАС-Россия».
В апреле Владивосток был удостоен чести проведения первой международной конференции «Гражданское образование на Дальнем Востоке: деятельность партнерства «СИВИТАС – Восточная Россия». Конференция получила широкий общественный резонанс. Участники ее поделились информацией о деятельности партнерства «СИВИТАС – Восточная Россия», познакомились с деятельностью Центра гражданского образования и программой «СИВИТАС Интернешнл» (США). В результате появился новый потенциал в укреплении и развитии партнерских отношений «СИВИТАС – Восточная Россия».
И, наконец, в конце апреля во Владивостоке состоялся мобильный семинар «Активные методы преподавания в гражданском образовании и игровые технологии». С радостным волнением ждали его учителя. Подобные семинары уже проходили на Дальнем Востоке – на Камчатке, в Хабаровске, в Магадане и на Сахалине. И вот очередь дошла до Владивостока. Проведение семинара стало возможным благодаря организационному и ресурсному сотрудничеству государственных и общественных организаций, российских и международных партнеров: «СИВИТАС – Восточная Россия» (региональный координатор в Приморском крае Лариса Ивановна Коробова), фонда «СИВИТАС-Россия», Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Русско-Американского центра (Петропавловск-Камчатский), Федеральной академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, Департамента образования администрации Приморского края, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Участвовали 25 работников образования г. Владивостока. Но особенностью этого семинара было то, что он имел статус международного. Его полноправными участниками стали Мэри Бристол – американский директор «СИВИТАС – Восточная Россия» и Роджер Миллер – преподаватель социальных дисциплин (штат Аляска, г. Анкоридж). Это придало семинару особую значимость, создало особую атмосферу в работе. «И Америка с нами не раз разделяла здесь наши победы», – пели учителя в конце семинара.
Семинар проводил Андрей Наумович Иоффе, заместитель директора партнерства «СИВИТАС-Россия», доцент кафедры истории, социально-политического образования и права Федеральной академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ, а также Ольга Викторовна Черненко, исполнительный директор АНО «Русско-Американский центр» (Камчатка).
Обсуждались следующие темы: «Основные понятия гражданского образования», «Сравнение текстов государственных гимнов», «Каковы условия эффективной борьбы с коррупцией?», «Способы организации дискуссий в учебном процессе», «Темпераменты. Ролевая игра», «Право на жизнь и неприкосновенность частной жизни», «Россия и США в середине ХIХ века. Сравнительный анализ исторического развития и общественных реформ», «Понимание демократии».
В результате проведения семинара участники смогли: объяснить роль интерактивных методов в гражданском образовании; моделировать и самостоятельно составлять занятия с использованием интерактивных форм и методов; обсудить возможность использования компьютерных технологий на интерактивных занятиях; познакомиться с проблемой оценивания при использовании интерактивных методов.
Теперь слушатели смогут провести подобные семинары в своих школах, на методических объединениях учителей истории, обществознания, граждановедения и права.
В ходе занятий участники разработали собственные уроки с использованием активных и интерактивных методов. Они будут опубликованы в газете «Граждановедение» – приложении к «Учительской газете». Все получили новые учебно-методические пособия.
Нельзя не отметить высочайшую квалификацию тренеров семинара, доброжелательное отношение участников семинара, их активность, творческий подход. «Мы восхищены, потрясены, очень интересно, мы никогда не забудем этот семинар» – вот лишь немногие отзывы владивостокских учителей. Всем хочется сказать слова признательности.
Семинар закончился. Уехали тренеры. Как оценить их роль в дальнейшей судьбе участников семинара? Учителя уже в одиночку штурмуют каждый свою вершину. Но умом и душою тренеры всегда вместе с ними. И они знают об этом. Доверие и уважение тоже один из источников тех сил, которые помогают им подняться на эти вершины.
Хочется верить, что проведение таких семинаров с привлечением местных тренеров и тренеров из других регионов станет на Дальнем Востоке регулярным.
Комментарии