Почему мы, зная правила дорожного движения, все равно переходим улицу на красный свет? Почему стоим у края платформы, не обращая внимания на предупредительную разметку? Знаем ли мы, как нужно действовать в случае пожара или наводнения, или, не дай бог, землетрясения? Сможем ли пострадавшим оказать первую медицинскую помощь? Все эти вопросы касаются одной большой проблемы – культуры безопасности жизнедеятельности, которой мы до поры до времени не придаем особого значения. Слово «культура» в нашем сознании в большей степени ассоциируется с театрами, музеями, выставками, иногда с особенностями поведения в общественных местах. У специалистов же термин «культура безопасности» вызывает иную ассоциацию – Чернобыль. Впервые в 1986 году эксперты МАГАТЭ в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС признали: одной из основных причин аварии явилось «отсутствие культуры безопасности». Как формировать в обществе КБЖ (культуру безопасности жизнедеятельности)? В МЧС России, где сотрудники не один год работают над этой проблемой, считают, что обучением современным правилам безопасности должны быть охвачены как дети, так и взрослые. Но наиболее эффективно, если формирование культуры безопасности будет начинаться со школьной скамьи. Специалистами МЧС России совместно с издательством «Дрофа» разрабатывается ряд учебных пособий для школ, техникумов, лицеев, посвященных проблемам безопасности жизнедеятельности. Об одном из них, уже вышедшем в «Дрофе», а также о дальнейших перспективах сотрудничества МЧС России с издательством мы беседуем с одним из авторов пособия Романом Александровичем ДУРНЕВЫМ, научным сотрудником центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, начальником направления «Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности».
– Роман Александрович, новое учебное пособие для среднего профессионального образования «Безопасность жизнедеятельности» является пособием для будущих «специалистов среднего звена». Для чего нужно было учебное пособие, рассчитанное именно на эту аудиторию?
– В нашей стране около 2,5 тысяч учреждений среднего профессионального образования, которые ежегодно выпускают около 2 млн. специалистов – так что аудитория немаленькая. На этих специалистов, кроме прямых обязанностей, возложен большой круг задач в рамках гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Специалисты среднего звена – это руководители небольших структурных подразделений объектов экономики, начальники участков, технологических линий, цехов. Они должны не только сами знать, как действовать в случае пожара, техногенной аварии и т.д., но и уметь организовать людей в момент опасности. Потому первый раздел пособия посвящен разным чрезвычайным ситуациям с точки зрения организации защиты населения. Составляя пособие, мы также учли, что в учреждения среднего профессионального образования приходят школьники не только после 11, но и после 8-9 класса, которые не изучали раздел «Основы военной службы». Для них в пособии есть такой раздел, написанный нашими специалистами, где дана характеристика Вооруженных сил, раскрывается понятие «воинская обязанность», а также есть раздел, посвященный военно-патриотическому воспитанию. Безусловно, не все выпускники со средним специальным образованием будут работать в сфере экономики, например, выпускники училищ культуры или работники детских дошкольных учреждений. Им, а также и всем остальным, адресован раздел пособия о здоровом образе жизни и первой медицинской помощи.
– Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» введена в образовательных учреждениях среднего профессионального образования сравнительно недавно. Но в образовательных учреждениях и ранее преподавались курсы, связанные с проблемами безопасности на производстве. Существуют и соответствующие учебные пособия. Тем не менее вы создаете новое…
– Во-первых, существующих пособий по БЖД не так уж много. Например, учебник, написанный коллективом преподавателей МГТУ, изданный в 1998 г. Однако с тех пор произошли существенные изменения нормативной правовой базы в области безопасности жизнедеятельности. В 2003 г. была утверждена новая программа, и имеющийся учебник не соответствует ей ни по своей структуре, ни по содержанию. Что касается нашего пособия, то оно как раз построено на основе новых нормативных документов. Также в нем отражены актуальные проблемы обеспечения безопасности, такие как предупреждение природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, защита от террористических угроз, порядок использования современных средств защиты населения и многие другие. К числу важнейших предупредительных мер, рассматриваемых в пособии, относятся подготовка, информирование и оповещение населения об угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий. Для реализации этой функции в настоящее время создается Общероссийская комплексная система информирования населения в местах массового пребывания людей. То есть в случае возникновения чрезвычайной ситуации люди смогут быстро получить инструкции, как нужно действовать, через большие экраны, и специалисты благодаря этой системе смогут локализовать или ликвидировать опасность с минимальными потерями. Также к нашему пособию мы разработали методические рекомендации для преподавателей БЖД, что особенно важно, т.к. нехватка квалифицированных преподавателей в данном случае составляет около 60%. Благодаря методическим рекомендациям преподавать этот предмет смогут и педагоги, для которых эта дисциплина не является основной. В методическое пособие входит новая программа дисциплины, примерный тематический план, в котором отражены все темы занятий с указанием количества часов, а также методические разработки на каждое занятие.
– Безопасность жизнедеятельности – предмет, в котором практическое владение материалом не менее, а иногда и более важно, чем знание теории. Как сочетаются в пособии теоретические знания с обучением практическим навыкам?
– Техникумы и колледжи готовят специалистов для совершенно разных объектов экономики. Учитывая современный уровень экономического развития, огромную дифференциацию отраслей экономики, мы, разумеется, не можем учесть специфику работы того или иного предприятия, это обязан сделать преподаватель. Но типовые примеры в пособии рассматриваются в том числе и на лабораторных занятиях. Например, на каком бы предприятии ни работал выпускник, он должен знать, какие защитные сооружения есть в распоряжении завода на случай аварии, как провести эвакуацию персонала, какие укрытия могут изготовить работники предприятия и т.д. На этих занятиях студентам должны быть продемонстрированы плакаты (они тоже выпускаются в издательстве «Дрофа»), макет убежища в разрезе. Если у учебного заведения налажено взаимодействие с территориальными органами МЧС России, то возможно и ознакомление с работой действующего сооружения. Но, конечно, не у всех есть такая возможность. Учитывая это, мы сейчас планируем к разработке мультимедийное пособие, благодаря которому возможность практически познакомиться с современными средствами защиты населения появится у всех.
– Планируете ли вы продолжать работу над созданием новых пособий по безопасности?
– Безусловно, такие учебные пособия должны быть разработаны для всех категорий населения. Готовится к изданию в издательстве «Дрофа» пособие для школьников «Методы и средства контроля радиационных и химически опасных факторов окружающей среды в школьном курсе ОБЖ». Появление такого пособия стало необходимым в связи с теми изменениями, которые происходят в окружающей среде под воздействием деятельности человека. Сегодня мы все являемся свидетелями того, как создаются гигантские техногенные объекты, меняется географический ландшафт, происходит глобальное изменение климата. Это является одной из основных причин значительного роста количества и масштабов различных опасностей природного и техногенного характера. Если случится авария на таком предприятии, то поражена будет биосфера на многие сотни километров. В нашем пособии мы рассказываем школьнику, как обнаружить источник радиационной и химической опасности, как действовать в случае ее возникновения, даем описания простейших приборов и порядок работы с ними. К числу особенностей этого пособия следует отнести и его межпредметный характер. Для изучения факторов радиационной и химической опасности требуется знание основ химии, физики, биологии, математики и других общеобразовательных предметов. Это, кроме того, подчеркивает еще и интегративную, системообразующую роль курса ОБЖ в современном школьном образовании. Курс ОБЖ должен объединять знания, навыки и умения по различным предметам.
– Не приводит ли информация, полученная школьниками на уроках ОБЖ, к излишнему запугиванию детей, которым и без техногенных катастроф хватает опасностей в жизни?
– Все наши пособия, как правило, построены с учетом возрастного фактора. Мы стараемся не допустить, чтобы те сведения, которые учащиеся могут почерпнуть из наших книг, могли бы восприниматься ими негативно, вызывать панику, страх и т.д. К тому же сейчас дети в какой-то мере адаптированы к негативной информации благодаря СМИ. В этой связи уроки ОБЖ, где школьнику разъясняют меры безопасности при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации, могут сыграть важную роль как раз в формировании позитивного отношения ребенка к окружающему миру. Особенно это важно, если школьник проживает в местах, где опасность чрезвычайных ситуаций объективно велика. Как спастись, как защитить себя, свою семью в случае аварии или катастрофы – этим вопросам и посвящены занятия курса ОБЖ. Важно, что «негативные факторы»: аварии или чрезвычайные ситуации рассматриваются в курсе не с точки зрения причин их возникновения, а с точки зрения безопасности. Уроки ОБЖ, как правило, вызывают у многих детей не страх, а интерес к таким «сугубо мужским» профессиям, как спасатель, пожарник. В связи с этим мы с издательством «Дрофа» планируем создание учебников для школ с «оборонно-спортивным профилем». Для тех молодых людей, кто в будущем захочет посвятить свою профессиональную деятельность вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, мы понимаем, что в настоящее время недостаточно «простой совокупности» знаний и умений. Необходимо также формировать ценности и идеалы в области безопасности, воспитывать качества «личности безопасного типа», мотивировать и пропагандировать безопасную деятельность. Поэтому одной из важнейших наших совместных с издательством разработок будет создание методического пособия для учителей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. МЧС России проводит большую практическую работу, направленную именно на воспитание молодых людей во время подготовки и проведения сборов, соревнований и полевых лагерей. Кстати, порядок организации таких соревнований и лагерей подробно указан в методических разработках издательства «Дрофа».
Комментарии