Как-то в 1997 году встретились три мамы, дети которых учились в седьмом классе. Да и сами они были учителями истории и литературы, и еще сотрудник Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В результате этой знаменательной встречи появился клуб «ЛИК» (литература, история, культура).
Ребята-семиклассники сами определяли темы заседаний, готовили материал, выступали перед учениками. Именно тогда мы первый раз приняли участие в конкурсе «Други и другие», который проводил Московский городской педагогический институт. Понравилось. И далее были конкурсы «Москва на пути к культуре мира», «Отечество», «Юные таланты Московии», «Ярмарка идей на Юго-Западе». Когда первые члены клуба окончили школу, эстафету участия в проектно-исследовательской работе приняли следующие поколения учащихся.
В 2005 году я стала классным руководителем 5‑го класса. Рассказала ребятам о клубе, а затем с мамой одной из учениц мы решили поднять проблему подросткового чтения. Совместно провели классные часы «Книга в моей жизни», «Моя любимая книга». В результате ребята написали очень интересную работу и успешно защищали ее на различных конкурсах.
Каждый год мы пишем эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Лет 25 назад такая работа не вызывала затруднений у ребят, были живы дедушки и бабушки, которые участвовали в военных действиях, работали в тылу. Сейчас эта тема превратилась, увы, в архивное исследование. Зато дети с удовольствием участвуют в конкурсах «Наследники Великой Победы», «Человек и война. Моя нерассказанная история», историческом диктанте «Великая Отечественная война. 75 лет Победе». Мы много говорим о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, о знаменательных датах нашей истории. А в конце учебного года каждый пишет небольшое размышление о своей жизни.
В год 85‑летия пионерской организации ученики разных классов участвовали в проведении конкурса «Пионерия в лицах». Дала задание написать работу «Школьные годы моих родителей». Результаты очень разные. Прочитав эти сочинения, я поняла, почему некоторые родители настороженно относятся к школе, это у них родом из детства.
Часто подготовка к классному часу становится темой для обсуждения в семье, мы говорим о семейных реликвиях, популярных именах. Под семьей подразумевается содружество трех-четырех поколений. Такие разговоры сближают, и мамы и папы рассказывают захватывающие истории рода.
А дети ведут тетради. В них записывают тему классного часа и резюмируют выступления. В конце года ученики пишут анализ успехов и неудач года. К выпускному классу это уже серьезные, глубокие работы.
Родители моих учеников – активные и любознательные люди, поэтому мы часто посещаем музеи и театры города. Они охотно отозвались на мою идею участвовать в проектной и исследовательской деятельности, в тех событиях, которые организуют школа и город.
Ирина НЕЗНАНОВА, учитель истории школы №2114
Комментарии