Старый Оскол – второй по величине город в Белгородской области, уступает только столице региона. Хотя по экономическим показателям это, наверное, один из самых развитых городов России, а уж Черноземья – совершенно точно. Школы здесь в большинстве своем хорошо отремонтированные и оснащенные самым современным оборудованием, а в детские сады нет очереди. Лариса БУГРИМОВА – начальник Управления образования администрации Старооскольского городского округа – в должности недавно, но образование в городе знает хорошо, потому что после окончания Воронежского госуниверситета успела поработать учителем русского языка и литературы в школах Старого Оскола, затем завучем, а потом и заместителем начальника управления.
– Лариса Викторовна, расскажите об основных направлениях работы, которые вы определяете для себя как начальник городского управления образования. – Основными приоритетами развития муниципальной сферы образования я считаю доступность и качество образования. В августе на пятом городском педагогическом форуме педагогическая общественность нашего округа обсудила и определила приоритеты развития образования на ближайшую перспективу. Например, в дошкольном образовании у нас нет той главной проблемы, о которой сегодня говорят во многих городах: у нас нет очереди в детские сады для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Но сохраняется проблема получения данной услуги детьми от полутора до трех лет, а также предоставление места с учетом шаговой доступности.Следующий важный момент – это работа со школьниками, демонстрирующими стабильно низкие учебные результаты. Мы здесь обозначили следующие векторы развития: дополнительные неаудиторные занятия, поддержка школ, работающих в сложных социальных условиях, освоение старшеклассниками основной образовательной программы по индивидуальному учебному плану и расширение числа организаций, участвующих в реализации основной образовательной программы с использованием сетевой формы.Еще одним приоритетом мы считаем развитие профессиональной ориентации и подготовки школьников с учетом потребностей регионального рынка труда. В муниципальной системе дополнительного образования требуется обновление содержания образовательных программ с учетом интересов современных детей и подростков. Необходимо увеличить выбор программ технического творчества, чтобы предоставить равные возможности для занятий в учреждениях дополнительного образования как девочкам, так и мальчикам разного школьного возраста. И конечно, необходимо улучшить состояние материально-технической базы учреждений дополнительного образования.- Школам и детским садам Старого Оскола нередко завидуют соседние муниципалитеты и даже области, так как финансирование учреждений образования в городе сравнительно высокое. А вы сами, как руководитель, считаете, что средств вам достаточно? Или на что-то не хватает?- Наши образовательные учреждения финансируются исходя из нормативов расходов, утвержденных нормативно-правовыми актами субъекта. Принцип нормативно-подушевого финансирования позволил перейти на отраслевую систему оплаты труда, которая учитывает объем и интенсивность труда, качество, продолжительность и уровень ответственности. А обеспечение соответствия материально-технических условий школ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов стало возможным благодаря активному участию муниципалитета в федеральных и региональных проектах, в том числе на условиях софинансирования из средств муниципального бюджета, а также значительной поддержке шефствующих предприятий и организаций. Особый вклад в развитие сферы образования округа вносят наши градообразующие предприятия металлургического профиля. На сегодняшний день мероприятия федеральной программы «Доступная среда» позволили в двух школах округа создать универсальную безбарьерную образовательную среду для полноценной самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2014 году к этим школам добавятся еще три.Также в нашем городском округе выстроена эффективная система работы с одаренными детьми, дающая стабильно высокие результаты. Ежегодно победители и призеры Всероссийской предметной олимпиады школьников поощряются премией главы администрации городского округа, есть опыт выплаты ежемесячной стипендии за счет спонсорских средств.При этом, несмотря на имеющуюся положительную практику, актуальной остается проблема необходимости смещения акцента в работе с одаренными детьми с позиций сопровождения и поддержки в сторону их выявления. В округе организованы две авторские школы учителей химии и истории. Основа деятельности этих педагогов не работа с отобранными детьми, а скорее выращивание талантов из учащихся с базовым уровнем подготовки, имеющих определенные склонности к данным предметам и желание усвоить их глубже.Школы Старого Оскола активно участвуют в социальной программе «Наша смена», проводимой компанией «Металлоинвест». Это позволяет образовательным учреждениям получать финансовую поддержку со стороны социальных партнеров на реализацию социальных проектов и повышение результативности профориентационной работы. Лучшим подтверждением эффективности работы наших школ стала победа шести из них в региональном рейтинговании общеобразовательных учреждений и включение пяти школ в число лучших общеобразовательных организаций России в 2013-2014 учебном году. А две школы попали в Топ-500 в 2014 году.- Лариса Викторовна, какую роль в определении лучших играет брендирование образовательных организаций? Нужен ли современной школе свой бренд и влияет ли он на стратегию развития образовательного учреждения?- Бренд – это не дань моде, это уже необходимость. Связано это в первую очередь с тем, что с первого сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», в котором сохранены типы образовательных организаций и не обязательными стали виды. Это значит, что все общеобразовательные организации находятся в одинаковых условиях и должны в полном объеме реализовывать стандарт образования.Второй момент связан с демографической ситуацией. Сегодня наблюдается разрыв в наполняемости школ: переуплотнение учреждений в густонаселенных районах округа и частичная, порой минимальная, наполняемость в отдельных микрорайонах и селах.Третий фактор – это предоставление образовательной организации самостоятельного выбора стратегии развития и принятия управленческих решений.Но недостаточно одного только желания создать для школы собственный бренд. Необходимо уметь проводить исследования, выявлять сильные и слабые стороны деятельности, проводить комплексное изучение ожиданий, необходимо видеть перспективы развития. Следовательно, брендирование напрямую влияет на стратегию развития образовательной организации.В каждой образовательной организации есть что-то уникальное, отличающее ее от других: кадры, условия, программы, проекты – все это и может стать брендом. Так, например, реализация в Дмитриевской школе программы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Конный спорт» позволила учреждению повысить свою конкурентоспособность. По последним данным, 9 школ нашего Старооскольского городского округа уже представили свои проекты, направленные на повышение престижа и имиджа учреждения, на создание своего бренда. – Но нельзя определить лучших без объективной проверки. Это понятно всем. Значит, нужна хорошо развитая служба аудита. Расскажите, что у вас делается в этом направлении, насколько востребован сегодня аудит в образовании?- У нас сформирована модель аудиторского сопровождения образовательных учреждений. Это позволяет не только обеспечить качество образования и устранять нарушения законодательства, но и предупреждать их. Внешняя оценка качества образования осуществляется через систему мониторинга качества условий, ресурсов образовательного процесса и образовательных результатов деятельности школ. С 2008 года этой работой занимается Старооскольский центр оценки качества образования.Внешний аудит осуществляется по ходатайству образовательной организации с учетом ее типа и особенностей запроса. Состав и план-задание аудиторской группе определяются приказом управления образования. В аудиторскую группу кроме специалистов управления образования, Старооскольского института усовершенствования учителей, Центра оценки качества образования и Центра психолого-медико-социального сопровождения входят еще эксперты в области проведения государственной аккредитации. При этом используются как очные (выезд рабочих групп в образовательные организации), так и заочные формы аудита (чаще всего работа с информационными ресурсами, например с сайтом школы). В прошедшем учебном году девять школ округа прошли процедуру независимой оценки деятельности организаций, оказывающих социальные услуги. Четыре из них набрали максимальный балл. Считаем, что это хороший результат.ЦифраВ Старом Осколе 60 дошкольных образовательных учреждений, 54 школы, 9 организаций дополнительного образования, а также 3 загородных оздоровительных лагеря.Белгородская область
Комментарии