Как воспитать надежных и ответственных москвичей? Об этом шла речь в статье министра образования Москвы Исаака Калины, опубликованной в «УГ-М» (№21 от 26 мая 2015 года). Не могу не откликнуться на высказанное Исааком Иосифовичем.
Впервые о показателе, отражающем значимость и надежность школы, мы узнали на городском селекторе от 26 марта 2015 года и еще тогда решили проанализировать, в чем же наше преимущество.Что бы мы ни писали, ни говорили, события в современной школе неумолимо развиваются в одном направлении: школы омолаживаются, коллективы объединяются и присоединяют к себе детские сады. Для нас эта система ненова. В составе комплекса мы существуем уже 15 лет и с достоинством можем говорить о наших успехах, которые в первую очередь заключаются в выполнении единых обязательств друг перед другом. Ведь принцип непрерывного обучения «от воспитанника детского сада до выпускника школы» дал нам возможность войти в восьмерку лучших надежных школ Москвы по решению Департамента образования, а количество переведенных в 1-й класс воспитанников ДОУ на 2015-2016 учебный год составило 79%. Надежность – состояние, которое обеспечивает качество нашей жизни, а качество в свою очередь обеспечивают несколько факторов. Благодаря многолетнему опыту работы мы можем говорить, что преемственность – двусторонний процесс, где на дошкольной ступени обучения сохраняют самоценность дошкольного детства и формируют фундамент личностных качеств ребенка, который служит основой успешности школьного обучения. Школа – преемник дошкольной ступени, она не выстраивает свою работу с нуля, а подхватывает достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Ведь именно все вместе мы дополняем друг друга на разных ступенях обучения. Мы решили, что если создать комфортные условия, которые будут доступны каждому ребенку, то возникнет сильное желание развиваться, познавать неизведанное, становясь личностью нового времени.Ребенок, находясь в школе целый день, очень устает, особенно первоклассник. Поэтому мы пересмотрели его режим, организовав для детей дневной сон. Под спальни отвели помещения на 5-м этаже, где нет постороннего шума. Для релаксации и здорового сна включаем спокойную музыку, организовали и досуг на переменах. На каждом этаже есть свой тематический уголок, где ребята могут найти себе занятия по интересам. Ведь в нашем комплексе для этого есть все условия: сенсорная комната, игровые приставки с x-box-сенсором kinect, выставки хобби-классов, экологический центр, лего-конструкторы, малые игровые формы. Свободный доступ к детской литературе дает возможность делиться впечатлениями о прочитанном произведении. В традицию класса вошло правило: каждую неделю по 10 минут от урока какой-нибудь ребенок рассказывает своим товарищам о книге, которую он прочитал. Раньше обязательным условием пребывания ученика начальной школы в первой половине дня были динамические часы (прогулка на свежем воздухе, спортивные игры), но время идет, запросы родителей меняются, и мы пришли к выводу, что лучше это время потратить на учебный процесс, а в освободившийся час во второй половине дня каждый ребенок может выбрать себе занятия по интересам.Еще одна составляющая образовательного процесса – дополнительное образование, в котором пересекаются интересы и детей, и родителей, и образовательного комплекса, что обеспечивает свободный выбор видов и сфер деятельности, ориентацию на личностные интересы, потребности, способности каждого воспитанника. Родителям мы предоставляем весь спектр услуг, не выходя из «дома». В рамках дополнительных услуг в Центре образования работают секции футбола и тейквондо, кружок робототехники и школьного телевидения TV-19, секция аэробики, студия «Современные ритмы», студия мультипликации, хоровая студия, студии этикета, декоративно-прикладного искусства в проектной деятельности, танцев (спортивные, бальные, классические), аквааэробика в бассейне, английский с 3 лет, студия интеллектуального развития «Маленький гений», театральная студия, студия художественного творчества «Разноцветные пальчики».Условия начальной школы, приближенные к детскому саду, позволяют нам принимать в первый класс детей уже в возрасте 6,5 года. Мы создали совет, в который вошли опытные воспитатели, психологи, логопеды, а возглавила его заведующая детским садом. Совет помогает родителям принять решение по обучению их ребенка в первом классе. Организованные для этого родительские гостиные в форме семинаров, тренингов дают реальные рекомендации об особенностях индивидуального развития каждого ребенка, помогают избежать ошибок и увидеть перспективы, разработана «дорожная карта», которая рекомендует родителям, на что следует обратить внимание при занятиях с ребенком дома по направлениям (литературное, театральное, музейное, расширение кругозора, логопедическая деятельность, развитие мелкой моторики, психологическое).Педагогический состав и воспитатели идут в ногу со временем, осваивая новые технологии, современные модели и методы обучения. Созданная нами информационная структура комплекса позволяет широко освещать весь педагогический процесс. На официальном сайте представлен весь педагогический коллектив, размещена вся актуальная и полезная информация, которая интересна не только учащимся, но и родителям, ежедневно мы обновляем новостной канал, размещаем объявления, добавляем нормативные документы. Каждый педагог активно работает в образовательном пространстве, где подробно описан весь пройденный материал, даны рекомендации по закреплению и развитию учебных навыков у ребят, которые по каким-либо причинам не смогли посетить занятия, есть возможность выполнить работу дома самостоятельно. У воспитателей и «групповых пап» заведена программа «Час моего ребенка». Ежедневно родители получают на электронную почту информацию о пребывании ребенка в детском саду, о том, чем он занимался, какой педагог проводил занятия, что ребенок изучил с воспитателем, что узнал нового, какую книжку прочитал с «групповым папой». Плодом этой работы стало создание образовательного пространства воспитателей по аналогии с начальной школой.Когда дети живут в атмосфере добра и понимания, они раскрываются. Пример взрослого для детей в нашем учреждении притягателен своей искренностью. Взрослый всегда рядом, придет на помощь, придаст сил, поможет найти правильное решение. Рядом и ласковые руки воспитателей, учителей, педагогов, и крепкое плечо созданного и активно действующего института «групповых пап». Это новаторство захватило не только детей, но и их родителей. Мы прошли несколько этапов, прежде чем выстроили систему работы института «групповых пап». В начале пути многие родители с опаской и осторожностью относились к «групповым папам», считали, что мужчина и детский сад понятия несовместимые. Но детей нельзя обмануть. Их радостные взгляды, распахнутые сердца и маленькие ножки, бегущие навстречу, – индикатор доверия, ведь «папа» – пример, «папа» – помощник, «папа» – друг. Песня «групповых пап» «Папина улыбка золотая» стала гимном выпускников детского сада. В беседе с бабушкой воспитанника группы №8 «Чебурашка» было приятно слышать добрые, теплые слова о любимом групповом папе Максиме Сергеевиче. С восхищением рассказывает внук о том, как они играют в футбол, как дружно и весело делают зарядку, как увлекательно Максим Сергеевич читает сказки перед сном, а с бумажным самолетиком, сделанным руками «группового папы», мальчик не расстается ни днем, ни ночью.Как заинтересовать и удивить современного ребенка? Главное – открытость в работе и нацеленность на результат. Каждый учитель и воспитатель Центра образования свободно выбирают формы и методы обучения и воспитания, которые помогут прийти к единому результату – воспитанию активного, мотивированного на успех, образованного ребенка.На протяжении многих лет в начальной школе работает студия «Будущий первоклассник». Мы долго думали, как выстроить работу этой студии. Сначала она работала во второй половине дня после всех занятий детского сада. Но дети в 5-6 часов были усталые, плохо воспринимали информацию, родители спешили домой после рабочего дня. И тогда мы нашли выход из ситуации, организовав работу этой студии в субботу. Пропала суета родителей, появилась радость в глазах детей. Каждое занятие в этой студии стало открытым, любой родитель может стать экспертом деятельности как ребенка, так и учителя. Как же строится работа студии? Каждую субботу ребенок встречается со своим будущим учителем и учителем информатики, получает психологическую разгрузку. Интегрированный курс по подготовке к школе объединяет и развивает все необходимые качества, навыки и познавательные интересы ребенка, а главное в работе студии то, что все занятия проходят в школе, где формируют уже новые для детей школьные отношения. Все это не только способствует развитию ребенка, но и позволяет более безболезненно перейти из дошкольного детства в школьный мир, а адаптация дошкольника к школе начинается задолго до поступления в 1-й класс.Выстроенные доверительные отношения родителей к школе позволяют им стать полноправными участниками образовательного процесса и быть уверенными в будущем своих детей. Ведь родители для нас – союзники, помощники, активные участники окружных и городских конкурсов «Таланты и поклонники», «Дорожная азбука», «Солнечный зайчик». Родители присутствуют на открытых уроках, обсуждают проблемы воспитания на родительских гостиных по гендерному признаку, принимают участие в совместных праздниках и днях открытых дверей. Праздник для всей семьи «Встреча на домашнем ковре в начальной школе», который подводит итоги проделанной работы надежной школы, открывает для выпускников детского сада дорогу в школу и становится своеобразной ярмаркой, но только не тщеславия, а будущего успеха каждого ученика!Владимир СТРЕЛЬЦОВ, директор Центра образования «Школа здоровья» №1858
Комментарии