Правовые проблемы меня очень волнуют. И интересуют они меня прежде всего лично: хочу знать свои права и уметь их защищать. Кроме того, я – гражданин своей страны, представитель нового поколения. Мне кажется, что, несмотря на все минусы нашей сегодняшней жизни, перед нашим обществом открываются большие возможности: ведь впервые со дня существования нашего государства на первое место поставлены не интересы общества, государства или отдельных групп, а интересы личности.
Я понимаю, что на сегодняшний день это не стало реальностью, и поэтому принимаю участие в работе, которая, как мне кажется, должна приблизить эту реальность.
На сегодняшний день мне захотелось осмыслить некоторые из прав человека, которые лично для меня особенно значимы и важны.
Нынешним выпускникам школ, лицеев, гимназий под влиянием всех перемен, происшедших в нашей стране, в большинстве своем присущи расчет и прагматизм. Отрицательного здесь ничего нет. Жизнь дает нам право на конкретные дела, конкретные достижения, а государство, мы надеемся, оградит нас от посягательств на это наше право.
Права человека лучше всего постигаются на собственном опыте. Школа – слепок общества, и все проблемы общества находят свое отражение в ней. Например, если допускается, что одни ученики присваивают оскорбительные клички другим ученикам, представляющим религиозные меньшинства или этнические группы, а учитель ничего не предпринимает в связи с этим, то это служит ребятам примером того, что нетерпимость приемлема. И другие случаи нарушения прав учеников побудили меня к разработке проекта “самоуправление как условие формирования правовой культуры в школе будущего”. Основные цели его:
Обучение правам человека, технологиям защиты своих прав в рамках закона. Создание условий для реализации и осуществления защиты прав человека в школе. Выработка навыков анализа конкретных жизненных ситуаций с правовой точки зрения.
Думаю, что самоуправление поможет создать в школах правовое и воспитательное пространство, в основу его может быть положена экономическая игра.
Школа становится демократической республикой. Она имеет все необходимые атрибуты государственности (название, герб, флаг, гимн, валюта). Название государства и все остальные атрибуты государственности придумывают и разрабатывают сами школьники. Перечень прав и обязанностей граждан закрепляется в конституции. После принятия закона о гражданстве все участники игры должны пройти регистрацию и получить паспорт гражданина. Избирается президент и законодательный орган власти – парламент, состоящий из двух палат: Государственной Думы и Государственного совета.
Разрабатываются и принимаются законы, прежде всего конституция, закон о гражданстве, закон об образовании, административный кодекс, закон о предпринимательстве, закон о налогах и т.д. Поскольку демократическая республика входит в состав России, ее граждане и действующие в ней фирмы подчиняются также и российским законам, т.е. принимаемые школьным государством законы не должны противоречить реально действующему законодательству.
Многие изложенные мною позиции опираются на личный опыт – в прошлом году я являлся президентом детской республики “Простор”, созданной в гимназии N 23. Накопленный на этой общественной работе опыт дает мне право рассуждать о перспективах такой формы самоуправления.
Ожидаемый воспитательный эффект демократической республики заключается в том, что школьники получают возможность по-иному взглянуть на свою жизнь, на отношения между учениками и учителями, на отношения друг с другом. Ребята смогут осознать себя частью большого коллектива, увидеть, что гимназия – место, где не только можно получить знания, но и интересно жить вместе.
Евгений КОВАЛЬ,
ученик 11-го класса
Саранск
Комментарии