search
main
0

Нам нужна философия объединения. Татьяна ПАНИНА, ректор Кемеровского института развития профессионального образования

25 марта 2004 года прошел расширенный ученый совет института. Там все отметили, что нам нужна новая философия – философия открытости профобразования.

Сегодня, когда мы говорим о системе НПО, уместно вспомнить слова министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сказанные на встрече с ректорами в Ярославле о том, что в профессиональном образовании идет подмена целей. Мы говорим о том, что должны удовлетворять выпускниками своей профессиональной школы потребности рынка труда, а вне нашей среды идет разговор о том, как обустроить саму систему, чтобы всем в ней было комфортно, и прежде всего тем, кто в ней работает.

Сейчас система НПО находится перед серьезным событием – переводом на уровень субъектов РФ. Кемеровская область отличается от других регионов тем, что мы еще в конце 80-х годов взяли на свой уровень все учреждения НПО. Самое главное то, что система НПО развивалась и выполняла в основном социальную функцию – об этом писали все исследователи, а вот с экономической справлялась не очень хорошо. Теперь мы участвуем в проекте «Разработка программы первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития системы НПО в условиях передачи в ведение субъектов РФ», который ведет Северо-Западное агентство международных программ. Мы оценили отношение к системе НПО со стороны субъектов управления и хозяйствования Кемеровской области и увидели, что, с точки зрения большинства опрошенных, эта система в первую очередь должна выполнять экономическую функцию, а не социальную. Когда же мы спросили, какую функцию она выполняет сейчас, то практически все субъекты управления ответили, что в большинстве своем – социальную. Поэтому, наверное, здесь и кроются те разночтения, которые идут между работодателями и системой подготовки рабочих кадров.

Хозяйствующие субъекты только на третье место поставили в своих ответах нехватку профессиональных навыков у выпускников НПО. В первую очередь тревожат недостаточно высокие личностные качества молодых рабочих. Но нельзя ликвидировать эти огрехи без системной воспитательной работы.

Как распределились приоритеты при оценке ожидания в связи с переходом системы НПО на региональный уровень? Мы спрашивали хозяйствующих субъектов не только о том, какова их оценка ожидания перехода, но и о том, есть ли у них желание оказать содействие, поддержку в реализации деятельности региональной системе НПО. Все руководители сошлись на трех позициях: они считают, что нужно обновить учебно-материальную базу профучреждений, усилить влияние работодателей и других социальных партнеров на содержание обучения и ввести более жесткую оценку качества обучения в образовательных учреждениях.

Каждый уровень профессионального образования – НПО, СПО и ВПО – научился выживать, учреждения образования на каждом уровне научились сотрудничать, то есть автономизация уровней доведена до совершенства. Но сейчас мы должны вести другой процесс – учить уровни жить вместе, интегрировать образовательные программы. Поэтому серия мероприятий, дел, мер, организация работы ВНИКов, творческих групп в Кемеровской области имеют одну цель – оптимизацию сети учреждений профобразования разного уровня.

Мы взяли в этом году четыре основных направления – строители, автомобилисты, угольщики и металлурги, посадили за один стол переговоров работодателей, отраслевые департаменты, администрацию области, представителей руководства учебных заведений всех уровней профобразования и попытались найти пути объединения для того, чтобы по большому счету на должном уровне давать все то, что требуется региональному рынку труда. Первые договоренности уже есть, есть основательная надежда на то, что совместная работа у нас сложится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте