search
main
0

Нам не жить друг без друга. Предприятия сегодня заинтересованы в подготовке кадров

Как признаются представители педагогического сообщества, когда исчезло понятие шефства в отношениях «учебное заведение – предприятие», настали тяжелые времена. Особенная сложность состояла в поиске мест для прохождения практики. Кроме того, разрыв в отношениях привел обе стороны к непониманию в вопросах подготовки кадров. К примеру, кто не помнит приветствие, которым встречали на заводе молодого специалиста: забудь все, чему тебя учили до сих пор, и начинай все сначала.

Сегодня ситуация меняется. Альтернативой «одиночеству вдвоем» может стать и уже становится социальное партнерство. Насколько эта тема актуальна и важна, показало повышенное внимание к ней со стороны участников недавнего V Санкт-Петербургского образовательного форума. Секция «Развитие социального партнерства профессиональных образовательных учреждений и работодателей Санкт-Петербурга» была одной из самых многочисленных. Директора образовательных организаций среднего профессионального образования, руководители предприятий, специалисты органов управления образованием собрались в Санкт-Петербургском морском техническом колледже. И это, конечно, не случайно. Данное учебное заведение в плане поиска путей сотрудничества с работодателем может служить примером.Как рассказал директор колледжа доктор экономических наук Виктор Никитин, после развала российского морского флота морские учебные заведения потеряли огромный учебно-производственный комплекс, которым всегда гордились. Остались только парадные суда, увы, не могущие дать тех навыков, которые требуются для работы штурману или механику. В этот тяжелый период приходилось самостоятельно искать базу для организации плавательской практики, потому что воспитанникам колледжа без плавательской практики нельзя. Однако полностью решить проблемы не удавалось. Тогда, в 1997 году, в колледже приняли решение о создании собственного комплекса тренажерной подготовки. Сейчас здесь уникальное оборудование, позволяющее отработать любую нештатную ситуацию и обучить любой экипаж любого судна.Тем не менее, по мнению Виктора Никитина, каким бы материально обеспеченным ни было учебное заведение, оно выпускает «полуфабрикат». Пусть у выпускника готовность к работе на 70%, однако без рабочего коллектива он не получит нужного профессионального навыка. Учитывая это, колледж начал искать социального партнера, и нашел его в лице Совкомфлота – крупнейшего российского предприятия, занимающегося морскими перевозками. Примечательно, что учебное заведение не просило денег или оборудования. Наоборот, оно предложило Совкомфлоту своих выпускников. После тщательной проверки работодателем уровня подготовки курсантов между колледжем и предприятием был заключен договор о сотрудничестве, и с 2009 года ежегодно Совкомфлот принимает на практику 25-30 курсантов и, кроме того, берет на штатные должности до 10 выпускников. Мало того, на базе колледжа члены экипажей судов Совкомфлота, а это 2-4 тысячи человек в год, проходят переобучение, а многие инструкторы из Совкомфлота работают в колледже преподавателями специальных дисциплин.Как заметил представитель Совкомфлота, капитан-наставник Николай Заяц, данное взаимодействие выгодно обеим сторонам: предприятие получает высококвалифицированные кадры и помогает их готовить.Положительный опыт социального сотрудничества имеет и Санкт-Петербургский колледж электроники и приборостроения. При этом конечным результатом может быть не только предоставление рабочих мест выпускникам. Как рассказала директор колледжа Галина Воронько, группа компаний «Диполь» играет большую роль в развитии образовательной организации. Например, ее специалисты проводят сервисное обслуживание оборудования, участвуют в разработке критериев оценки знаний выпускников, в создании проектов для обучения на современном оборудовании, в подготовке конкурсов профессионального мастерства и т. д. По словам Галины Воронько, социальное партнерство подразумевает взаимное понимание. Учебные заведения должны всегда находиться в сфере работы бизнеса, а бизнес должен понимать, какие кадры ему нужны. Мало того, работодатель может способствовать формированию сильного кадрового потенциала. Например, мастера производственного обучения колледжа электроники и приборостроения в рамках договора о социальном партнерстве посещают семинары у работодателей, где знакомятся с новейшим оборудованием. Теперь мастера-радиоэлектронщики могут не только собирать «железо», но и программировать, обслуживать его. Квалификационный экзамен у выпускника колледжа тоже принимает работодатель, и это очень важно, потому что он видит результат своего вклада в профессиональную подготовку специалиста.В то же время не все так благополучно в плане социального партнерства складывается в автомобильном кластере. Как рассказал директор Санкт-Петербургского автодорожного колледжа Михаил Поляков, если раньше у колледжа были базовые предприятия, то сейчас работа идет в основном с частными предпринимателями. Это предприятия автосервиса и автостроительные предприятия, причем первые небольшие, а вторые автогиганты. К сожалению, автогигантам не очень-то нужны подготовленные специалисты. Большинство из них набирает рабочих с улицы, за два-три дня обучая их навыкам, необходимым для конвейерного производства. Что касается мелких работодателей, то условия работы на них зачастую такие, что дольше двух лет специалисты не задерживаются.По мнению Михаила Полякова, взаимодействие с социальными партнерами нужно строить на всех этапах подготовки, начиная от профориентации и заканчивая трудоустройством. Вместе с работодателем нужно приходить в школы, чтобы из его уст дети слышали о востребованности рабочих кадров, о возможном трудоустройстве, о высокой зарплате. С этим согласен и Виктор Никитин. Например, Морской технический колледж начинает профориентационную работу уже с первого класса, организовывая в школах морские клубы. В городе уже более 20 подобных объединений. В начальной школе ребята знакомятся с морским делом через игру, а в средней и старшей школе уже в морском клубе приобретают практические навыки.- Мы пока делаем первые шаги в развитии социального партнерства, но результаты уже есть, – рассказывает Михаил Поляков. – Недавно провели конференцию, где участвовали работодатели. Получился конструктивный разговор на тему, что бы улучшить в системе подготовки кадров для предприятий. Например, работодателем были озвучены факторы, которые отрицательно влияют на развитие социального партнерства. Это нестабильность предприятий, неготовность руководителей предприятий к работе в новых экономических условиях, ограниченные возможности учебного заведения в коррекции образовательных программ, несовершенство законодательной базы, снижающей мотивацию руководителей предприятий для сотрудничества с учебным заведением.Но главная проблема, как считает Михаил Поляков, заключается в том, что в связи с переходом на новые ФГОС срок обучения в организациях СПО сократился с 3 лет до 2,5. Вместе с этим уменьшился период сплошной практики, и если раньше это было 3-4 месяца, то теперь 3-4 недели перед выпуском. Понятно, что у работодателя это не вызывает восторга. Но, кстати сказать, именно эту проблему можно решить с помощью социального партнерства, когда ребята могут пройти стажировку на базе работодателя.Еще один насущный вопрос – это обеспечение педагогическими кадрами. Как эмоционально выразилась руководитель Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки РФ Наталья Золотарева, «кадры – это наша боль». Необходимо не только сохранить, но и восполнить ресурс мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечь и удержать молодых специалистов. И здесь опять не обойтись без социального партнерства. Если не будет мастеров, которые учат ребят делать что-то своими руками, то системе СПО просто не выжить.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте