Стресс – явление обычное. Без него невозможно жить. Мы все временами испытываем его – когда представляемся новому классу или во время экзаменов. Небольшой стресс даже полезен. А вот чрезмерный – сильное психологическое или физиологическое напряжение – создает проблемы. К физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к сексуальным отношениям.
Стресс одного лишь учителя снижает качество жизни всего коллектива школы – и педагогического, и детского! Здесь многое зависит от руководителей. Вылечить стресс они, конечно, не могут, а вот предупредить его способны. В чем кроются основные причины «трудового» стресса?
Во-первых, перегрузка или, напротив, слишком малая рабочая нагрузка. Например, работнику дали непомерное количество заданий. У него неизбежно возникло беспокойство, чувство крушения и безнадежности. Но недогрузка может вызвать те же ощущения, особенно у людей творческих, к коим, думается, относятся педагоги. Учитель, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности, нужности.
Во-вторых, конфликт ролей. Он возникает тогда, когда руководители предъявляют к работнику противоречивые требования. Причем когда руководителей много, это практически неизбежно. Например, управление образования требует от директоров школ хороших «оценочных» показателей, но при этом хочет высокого качества обучения. По-моему, директора школ давно живут в состоянии чрезмерного стресса, что вряд ли помогает образованию развиваться. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Завуч по учебной работе приказал главное внимание отдать учебе, а завуч по воспитательной работе – воспитанию. Хотя это, конечно, из области фантастики.
В-третьих, может возникнуть неопределенность ролей – если работник не уверен в том, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не противоречивые, но уклончивые и неопределенные. Думаю, часто бывает такое – руководитель велит написать правдивый отчет, но сильно обидится, если вы напишете правду, вскрыв нелицеприятные факты.
В-четвертых, стресс часто вызывает неинтересное дело. Исследования показывают, что люди, имеющие более интересную работу, реже проявляют беспокойство и менее подвержены физическим недомоганиям. Но то, что кажется скучным для одного, увлекает другого. Директор школы должен знать, кому и что поручать. А кому – не следует поручать ничего, посоветовав найти более интересную работу.
Спасение для крайне неустойчивого психологически женского коллектива – большой объем индивидуального и коллективного труда, расширение сознания, повышение квалификации, постоянное самообучение. Но и каждому учителю нужно уметь управлять стрессом – в самих себе. Можно попробовать применить такие методы:
Разработайте систему приоритетов: что важнее на сегодня, что можно сделать завтра, а что – когда будет время.
Научитесь говорить «нет». Особенно если дошли до предела, после которого уже не можете взять на себя больше работы. Объясните директору, что понимаете важность задания, расскажите, чем занимаетесь и что именно придется отложить ради нового дела.
Наладьте надежные отношения с непосредственным начальником. Если получится – то и с опосредованным. Попробуйте понять их и помогите им понять вас. Научите начальников уважать вас.
Не соглашайтесь с руководителями, если они предъявляют противоречивые требования. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не обвиняйте, просто объясните, какие проблемы создают для вас противоречивые требования.
Сообщите своему руководителю, что ожидания или стандарты оценки вашего задания неясны. Скажите, что вы хотели бы обсудить с ним эти вопросы.
Обсудите собственную скуку и отсутствие интереса к работе с директором. Не жалуйтесь. Объясните, что вы хотели бы попробовать себя в других видах школьной деятельности. Только не обманывайте – ни его, ни, главное, – себя. Нужна ли вам школа?
Находите время для отдыха. Хотя бы на пять минут в день расслабляйтесь и выбрасывайте работу из головы. Подумайте о приятном.
И ради Бога – хоть иногда уходите из школы! Вас ждут дома. Подумайте о нас, мужчинах, – нам тоже нужны вы, любимые.
Комментарии