Мне пришлось работать в школе в непростой послевоенный период. Трудностей хватало – проблемы с детьми-переростками, порой жестокими в своей среде, учебно-материальная база на нуле, острая нехватка тетрадей и учебников. Бывало, приходилось довольствоваться одной книжкой на весь класс. Вдобавок в системе образования регулярно проводились реформы.
Менялись содержание учебников и программ и сроки обучения в начальной и средней школе, вводилось трудовое и производственное обучение. Строились школы-интернаты, где планировалось учить и воспитывать всех детей, заменяя им живых и здоровых родителей.Однако при всех преобразованиях учитель был главной фигурой в школе, и основная его задача сохранялась – учить и воспитывать так, чтобы из мальчишек и девчонок вырастали грамотные, нравственно здоровые люди. Сегодня учитель отстранен даже от проверки знаний своего ученика, он не может вместе с ним разделить радость от успешного освоения основ науки. Создается впечатление, что вся организация ЕГЭ передана в руки полицейского управления, оно пересылает экзаменационные материалы в территории страны и строго контролирует весь процесс. Перед входом на экзамен ученик предъявляет паспорт, выпускника обследуют порой миноискателем, как в аэропорту перед полетом, в помещениях школы устанавливаются видеокамеры. Какое-то тотальное недоверие к учителям и детям! При этом качество образования сегодня вызывает большую тревогу. Однако власти упорны в своем стремлении повысить уровень образования в стране путем всевозможных реформ. Но увы! Инфляция в образовании просто зашкаливает, нередко и педагогические вузы этим страдают. Как станет учить детей будущий учитель, который на выпускном экзамене не смог отличить кислоту от воды? (Случай этот произошел в стенах Омского государственного педагогического университета.) Владимир ДЕМИДОВ, заслуженный учитель РФ, с 50-летним стажем в образовании, Омск
Комментарии